Астрономический прогноз на Сентябрь 2024 года

• Сентябрь
26 августа 2024

Сентябрь – самый астрономический месяц 2024 года! В сентябре наступит осень, самая большая Луна покажет небольшое теневое затмение, Сатурн и Нептун окажутся в противостоянии с Солнцем.

22 сентября в Северном полушарии планеты наступит астрономическая осень, а в Южном – весна. Осеннее равноденствие уравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, и после него в Северном полушарии планеты дни станут короче, а ночи длиннее.

Луна затмит (покроет) Венеру, Спику, Антарес, Сатурн, Нептун и звезду Эльнатх (бета Тельца).

Важные даты в сентябре:

45 лет назад КА «Пионер-11» пролетел вблизи Сатурна.
65 лет назад АМС «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны!
77 лет открытию Астрономической площадки Московского планетария.
205 лет со дня рождения Жана Бернара Леона Фуко.
102 года со дня рождения Константина Алексеевича Порцевского.

Астрокалендарь. Сентябрь 2024

Избранные даты и события сентября 2024 года в астрономии и космонавтике:

1 сентября – 220 лет открытию малой планеты Юнона. 01.09.1804 немецкий астроном Карл Людвиг Гардинг (1765-1834) открыл третью по счёту малую планету Юнону, названную так впоследствии в честь римской богини, супруги Юпитера. Что касается размеров, то по этому показателю Юнона, средний диаметр которой составляет 248 км, занимает лишь пятнадцатую строчку в списке самых крупных астероидов.
1 сентября – 45 лет назад (01.09.1979) КА «Пионер-11» пролетел вблизи Сатурна.
5 сентября – 95 лет (05.09.1929) со дня рождения Дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР Андрияна Григорьевича Николаева, советского космонавта №3, Дважды Героя Сов. Союза, легендарного «Сокола». Андриян Григорьевич совершил два космических полёта.
7 сентября – 77 лет (07.09.1947) со дня открытия Астрономической площадки Московского планетария. Астрономическая площадка была построена ко дню 800-летия Москвы 7 сентября 1947 г.

Впервые в истории этот комплекс инструментов познания Вселенной, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым, а построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария Р. И. Цветовым, К. Л. Баевым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. года

Астрономическая площадка «Парк неба» реконструирована под руководством и по эскизам Станислава Васильевича Широкова в 2010 году.
11 сентября – 50 лет назад (11.09.1974) открыт спутник Юпитера Леда.
12 сентября – 65 лет (12.09.1959) назад запущена АМС «Луна-2». Впервые в мире достигнута поверхность Луны и доставлены вымпелы с изображением Государственного герба СССР. Прилунение совершено 14 сентября. Обнаружен солнечный ветер и выполнены первые его прямые исследования.
14 сентября – 65 лет назад, (14.09.1959) впервые достигла поверхности Луны советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2», запущенная 12 сентября. АМС прилунилась в Море Дождей близ кратеров Архимед, Аристилл, Автолик. Исследования, проведенные с помощью АМС во время полета, показали, что Луна практически лишена собственного магнитного поля, а также радиационных поясов.
17 сентября – 235 лет назад (17.09.1789) английский астроном Вильям Гершель (1738-1822) открыл седьмой спутник Сатурна Мимас, с помощью изготовленного им крупнейшего для того времени телескопа-рефлектора с зеркалом диаметром 122 см и фокусным расстоянием 12 м.
18 сентября – 205 лет (18.09.1819) со дня рождения французского физика и астронома Жана Бернара Леона Фуко. Леон Фуко – французский физик, механик и астроном, член Парижской Академии наук, состоял членом Берлинской академии наук, был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (1860), иностранным членом Лондонского королевского общества (1864).
Леон Фуко смог экспериментально доказать, что Земля вращается вокруг своей оси. Он впервые публично показал свой знаменитый опыт в 1851 году в парижском Пантеоне. Под куполом собора Леон Фуко подвесил металлический шар массой 28 кг на стальной проволоке длиной 67 м. Маятник в своём движении пересекал круглую песчаную дорожку, при каждом колебании отклоняясь на 3 мм. С тех пор этот эксперимент стал носить имя автора – «Маятник Фуко» и устанавливается во многих естественно-научных музеях мира.
В Московском планетарии в настоящее время находится самый большой в России маятник Фуко: 50-килограммовый шар маятника подвешен на 16-ти метровом стальном тросе и качается над шестиметровым лимбом-шкалой. Это настоящий научный прибор, наглядно демонстрирующий вращение Земли вокруг своей оси.
Современные маятники Фуко висят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско, Бостонском музее науки и во многих других местах. Поскольку Земля вращается вокруг оси, то каждый из этих маятников Фуко, находящихся в разных странах мира, вращается с немного разной скоростью, демонстрируя, что разные части земного шара вращаются с разной скоростью. На Северном полюсе маятник Фуко поворачивался бы на 15 градусов в час, совершая полный круг на 360 градусов каждый день, в то время как в Париже маятнику требовалось бы всего около 11 градусов в час, чтобы совершить полный оборот за 32,7 часа. На экваторе маятник, казалось бы, вообще не вращается.
Помимо прочего, Леон Фуко также открыл вихревые токи, в 1852 году изобрёл гироскоп и придумал само название «гироскоп», Фуко предложил использовать его для слежения за изменением направления. Гироскоп сегодня используется в компасах, самолетах, компьютерных указателях и другой бытовой электронике. Леон Фуко также изобрел поляризатор и разработал тест для определения формы зеркала отражающего телескопа, называемый тестом Фуко на остроту лезвия, который используется до сих пор.
В знак признания его многочисленных достижений Фуко входит в число 72 французских инженеров, ученых и математиков, чьи имена выгравированы на Эйфелевой башне. В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Фуко кратеру на видимой стороне Луны.
18 сентября – 35 лет назад (18.09.1989) были открыты спутники Нептуна Таласса и Наяда.
19 сентября – 275 лет (19.09.1749) со дня рождения французского астронома Жана-Батиста Жозефа Делямбра. Основные научные работы Делямбра относятся к небесной механике, геодезии, а также истории астрономии. После открытия Урана он построил модель орбитального движения новой планеты с учетом возмущений Юпитера и Сатурна, составил таблицы движений больших планет и спутников Юпитера. Полученные Делямбром данные о точном значении длины дуги земного меридиана послужили основой для установления метрической системы мер. Он написал фундаментальную монографию «Теоретическая и практическая астрономия». Делямбр — автор монументальной истории астрономии в шести томах, не утратившей своей актуальности и по сей день.
20 сентября – 350 лет (20.09.1674) со дня рождения итальянского астронома Эустакио Манфреди. Работал ученый в Болонском университете, почти 30 лет был директором Болонской обсерватории. Основные научные работы Манфреди относятся к наблюдательной астрономии. Ученый опубликовал одни из лучших по точности для своего времени эфемериды Солнца, Луны, планет, затмений спутников Юпитера на период 1715-1725 гг., а позже — и на период с 1726–1750 гг. Опираясь на свои наблюдения солнечных пятен, он вычислил наклон оси вращения Солнца к эклиптике. В течение многих лет Манфреди проводил регулярные наблюдения с целью определения параллакса звезд. Анализируя результаты своих обширных измерений, он пришел к выводу, что существуют явные противоречия между ними и предсказанным теорией поведением отклонений положений звезд, возникающих из-за параллактического смещения. Манфреди, как и английский астроном Дж. Брэдли (1692–1762), в 1729 году объяснил эти отклонения существованием какого-то иного, пока неизвестного эффекта, который он назвал «аберрация». Это название закрепилось за новым эффектом — проявлением, как теперь известно, орбитального движения Земли вокруг Солнца. Под научным руководством Манфреди итальянский живописец Д. Крети (1671– 1749) создал в 1711 году знаменитый цикл из восьми картин, на которых изображены соответственно Солнце, Луна, пять планет и комета. Луна и планеты достоверно изображены такими, какими они видны в телескоп"

22 сентября – осеннее равноденствие (15:43). Начало астрономической осени в Северном полушарии и весны в Южном.
23 сентября – 96 лет (23.09.1928) был заложен первый камень в фундамент Московского Планетария. В день осеннего равноденствия 23 сентября 1928 года был заложен первый камень в фундамент Московского Планетария, началось строительство Звездного Дома Москвы. Уникальное здание в стиле конструктивизма с параболическим куполом было построено всего за полгода!  Уже в конце мая 1929 года, когда зрительный зал со сферическим куполом-экраном был готов, начался монтаж Аппарата Планетарий. 3 августа 1929 года установка Аппарата Планетарий была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы Планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена. В течение августа, сентября и октября 1929 года происходили закрытые просмотры. Открытие планетария для широкой публики было намечено на Октябрьские праздники. 5 ноября 1929 года в Москве состоялось торжественное открытие Московского планетария, первого в нашем Союзе и 13-го во всем мире. 5 ноября 1929 года считается днем рождения Московского планетария.
23 сентября – 175 лет (23.09.1849) со дня рождения немецкого астронома Хуго фон Зелигера. Работал ученый в различных обсерваториях Германии и на протяжении четырех десятилетий был директором обсерватории в Мюнхене. Научные работы фон Зелигера относятся к звездной астрономии, астрофизике и космологии. Он провел первые статистические исследования пространственного распределения звезд в нашей Галактике. Зелигер сформулировал теорему, носящую его имя, согласно которой при отсутствии межзвездного поглощения и равномерном распределении звезд в пространстве число звезд данной величины при переходе от одной звездной величины к следующей увеличивается в 3,98 раза. Он также построил модель зодиакального света, основанную на его пылевой природе. За два десятилетия до появления общей теории относительности Эйнштейна (ОТО) Зелигер сформулировал гравитационный парадокс, согласно которому в бесконечной Вселенной со средней плотностью вещества, отличающейся от нуля, сила тяготения всюду принимает бесконечное значение. Для объяснения гравитационного парадокса он предложил модифицированный вариант ньютоновской теории тяготения.
23 сентября – 100 лет (23.09.1924) со дня рождения российского астронома Тимура Магометовича Энеева. Работал ученый в Математическом институте им. В. А. Стеклова (МИАН), Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. Основные научные работы Энеева относятся к небесной механике и динамике космического полета. Он впервые решил задачи, имеющие принципиальное значение для динамики полета ракет и космических аппаратов, разработал оригинальный метод решения задачи оптимального выведения ракет на траекторию. Ему принадлежат приоритетные исследования по определению параметров траектории и орбит космических аппаратов по данным измерений, исследования по динамике спуска космического аппарата в атмосфере, имевшие решающее значение при выборе аппарата для полета первого космонавта Ю. А. Гагарина (1934–1968). Энеев предложил способ выведения космических аппаратов на траекторию полета к планетам с предварительным выведением на орбиту ИСЗ. Ученый исследовал новые задачи динамики больших систем, в частности, эволюцию галактик, формирование их пространственной структуры при гравитационном взаимодействии. Он выполнил подробные исследования миграции малых тел Солнечной системы в окрестность Земли, связанные с проблемой астероидной опасности и методами борьбы с ней.
25 сентября – 380 лет (25.09.1644) со дня рождения Оле Кристенса Рёмера – впервые измерившего скорость света. В 1676 году он впервые продемонстрировал, что свет распространяется с конечной скоростью. Рёмер также изобрел современный термометр, показывающий температуру между двумя фиксированными точками, а именно точками, в которых вода соответственно кипит и замерзает. В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Оле Рёмера кратеру на видимой стороне Луны.
27 сентября – 200 лет (27.09.1824) со дня рождения американского астронома Бенджамина Апторпа Гулда. Работал ученый в различных обсерваториях США и Аргентины. Основные научные работы Гулда относятся к астрометрии и звездной астрономии. Он выполнил большую программу наблюдений положений звезд и опубликовал их в виде каталогов. В частности, измерил положения более 73 000 звезд южной небесной полусферы, а введенная им система определения границ созвездий по линиям прямого восхождения и склонения (кругам склонений и суточным параллелям соответственно) была спустя полвека официально принята Международным астрономическим союзом. В 1879 г. обратил внимание на то, что яркие звезды на небе образуют пояс, наклоненный к Млечному Пути примерно на 20°. Эта звездная полоса получила название «пояс Гулда». В 1849 г. Гулд основал журнал Astronomical Journal — ведущее ежемесячное издание по астрономии, существующее по сей день."
28 сентября – 100 лет (28.09.1924) со дня рождения российского астронома Романа Леонидовича Сороченко. Вся профессиональная деятельность ученого связана с Физическим институтом им. П. Н. Лебедева (ФИАН). Научные работы Сороченко относятся к радиоастрономии. Он является основоположником исследований по радиоспектроскопии космоса в нашей стране. Ученый обнаружил спектральные линии, образующиеся при переходах между высоковозбужденными состояниями атомов, теоретически предсказанными российским астрономом Н. С. Кардашевым (1932–2019). Этим открытием было установлено, что в межзвездной среде, в условиях малой плотности, атомы могут излучать спектральные линии не только в ультрафиолетовом, оптическом, инфракрасном, но и в радиодиапазоне. Сороченко получил новые данные о физике возбужденных атомов, развивающие квантовую теорию строения атома Бора. В частности, выяснилось, что спектр космического радиоизлучения имеет спектральные линии, излучаемые/поглощаемые высоковозбужденными атомами, которые могут наблюдаться в широком диапазоне радиоволн от миллиметровых до метровых и содержать разнообразную информацию о строении межзвездной среды.

Астрономический небесный календарь на сентябрь 2024

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время: Т мск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

У Луны указана фаза Ф (0,0+-): Ф = 0,00(новолуние), Ф = 0,50+(первая четверть), 1,00(полнолуние), Ф = 0,50-(последняя четверть); у светил – их звездная величина (+-0,0m)

1 сентября – Луна (Ф= 0,03-) проходит в 5° севернее Меркурия (+0,4m) 16:00
1 сентября – Уран в стоянии с переходом от прямого движения к попятному 19:00
2 сентября – начало утренней видимости Меркурия (+0,4m)
2 сентября – Луна (Ф= 0,01-) проходит в 2,6° севернее Регула (+1,4m)
3 сентября (04:57 мск) – новолуние
5 сентября – Меркурий в максимальной утренней (западной) элонгации 18 градусов 06:00
5 сентября – Луна (Ф= 0,05+) проходит в 1° южнее Венеры
5 сентября – покрытие Венеры Луной при видимости в Антарктиде и на острова Буве, 12:00
5 сентября – Луна (Ф= 0,06+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406214 км от Земли, видимый диаметр 29 угловых минут 25 секунд 17:56
6 сентября – Луна (Ф= 0,12+) проходит в 0,5° севернее Спики (+1,0m)
6 сентября – покрытие Спики Луной при видимости в Африке 21:00
8 сентября – Меркурий достигнет максимальной высоты в 14 ° над горизонтом Москвы на восходе
8 сентября – Сатурн в противостоянии с Солнцем 08:00
9 сентября – Меркурий (-0,8m) проходит в 29’ (полградуса) севернее звезды Регул (+1,4m) 12:00
9 сентября – Меркурий (-0,8m), 4 Веста (+7,8m), Регул (+1,4m) сближаются до 7,6°!
10 сентября – Луна (Ф= 0,44+) проходит в 0,1° южнее звезды Антарес (+1,1 m ) 12:00
10 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,44+) звезды Антарес (+1,1 m ) при видимости в Австралии 16:00
11 сентября (09:07 мск) – Луна в фазе первой четверти
14 сентября – Луна проходит в 1,5° южнее Плутона (+14,4 m ) 10:00
16 сентября – окончание утренней видимости Меркурия
17 сентября – Луна (Ф= 0,99+) проходит в 0,3° севернее Сатурна (+0,6m) 13:00
17 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,99+) Сатурна (+0,6 m ) при видимости в Северной Америке и в Австралии 13:00
18 сентября (05:37 мск) – полнолуние, самая большая Луна в году в полнолуние
18 сентября – частное лунное затмение Ф=0,09 при видимости в западных районах России, из Африки Северной и Южной Америки, Европы и некоторых частей Азии 5:44
18 сентября – Луна (Ф= 1,00+) проходит в 0,6° севернее Нептуна (+7,8m) 11:00
18 сентября – покрытие полной Луной Нептуна (+7,8 m ) при видимости в Северной Америке
18 сентября – Венера проходит в 2,4° севернее Спики (+1,0m)
18 сентября – Луна (Ф= 0,99-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357283 км от Земли, видимый диаметр 33 угловые минуты 27 секунд 16:28
21 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем 03:00
22 сентября – Луна (Ф= 0,76-) проходит в 4° севернее Урана (+5,7m) 09:00
22 сентября – Луна (Ф= 0,75-) проходит южнее рассеянного звездного скопления Плеяды (покрытие при видимости в Северной Америке)
22 сентября - осеннее равноденствие в Северном полушарии, весеннее - в Южном 15:43
23 сентября – Луна (Ф= 0,59-) проходит в 10° севернее звезды Альдебаран (+0,9m) 07:00
24 сентября – Луна (Ф= 0,54-) проходит в 6° севернее Юпитера (-2,4m) 02:00
24 сентября – покрытие Луной звезды Эльнатх (бета Тельца) (+1,7 m ) видимое из Африки и Западной Азии
24 сентября (21:53 мск) – Луна в фазе последней четверти
25 сентября – Луна (Ф= 0,43-) проходит в 5° севернее Марса (+0,5m) 16:00
26 сентября – Луна (Ф= 0,39-) проходит в 2° южнее Поллукса (+1,2m) 14:00
27 сентября – Луна (Ф= 0,24-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44)
27 сентября – комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-АТЛАС) в перигелии, она максимально приблизится к Солнцу на расстояние 0,39 а.е.
29 сентября – Луна (Ф= 0,1-) проходит в 3° севернее Регула (+1,4m) 13:00

Звездное небо сентября

Высоко в западной и юго-западной областях неба легко заметить три звезды, образующие летне-осенний треугольник. Самая яркая из них – Вега (α созвездия Лира), левее виден Денеб (α созвездия Лебедь), а ниже, у горизонта, расположилась звезда Альтаир (α созвездия Орел).

Левее Альтаира небольшое созвездие Дельфин, похожее на маленький ромбик с «ручкой», направленной вниз. Правее Веги созвездия Геркулес и Северная Корона, ниже раскинулись созвездия Змееносец и Змея. Над Геркулесом выделяется небольшая трапеция из четырех звезд среднего блеска, называемая Головой Дракона, так как служит началом созвездия Дракон.

Практически над головой, около зенита расположилось созвездие Цефей, рядом с ним Кассиопея, от которой ниспадают на северо-восток, восток звёзды Персея.

С северной стороны невысоко над горизонтом расположено созвездие Большая Медведица, а над ним — созвездие Малая Медведица. На северо-западе, севере легко найти Ковш Большой Медведицы, ручка которого указывает на звезду Арктур (α Волопаса). Само созвездие Волопас видно на западе, северо-западе и Волопас заходит за горизонт, левее него можно заметить небольшое полукружие звёзд, образующих созвездие Северная Корона.

На северо-востоке, востоке уже поднялись над горизонтом звёзды созвездия Возничий, самая яркая из которых – ярко-жёлтая Капелла. Правее и ниже Капеллы уже виден ярко-оранжевый Альдебаран (α Тельца), рядом с которым расположен астеризм рассеянного звёздного скопления Гиады, а немного выше заметен крохотный ковшик из 6 звёзд, видимых невооружённым глазом. Это рассеянное звёздное скопление Плеяды. Вблизи северо-восточной части горизонта — созвездие Близнецы с яркими звездами Кастор (α Близнецов) и Поллукс (β Близнецов).

Поздним вечером высоко на юго-востоке видно созвездие Пегас, три яркие звезды которого вместе со звездой Альферац (α Андромеды) образуют большой четырехугольник, это астеризм, называемый Квадратом Пегаса. Влево от него протянулось созвездие Андромеда, под которым расположились созвездия Треугольник и Овен. Левее и ниже Квадрата Пегаса протянулось созвездие Рыб, а правее и ниже него видно созвездие Водолей. На юго-западе поднимается созвездие Козерог. В юго-восточной стороне неба, под Андромедой, низко у горизонта находится созвездие Кит.

Сентябрь очень удобный месяц для наблюдателей C еверного полушария. Особенно красив Млечный Путь, протянувшийся прямо через зенит, с юго-запада на северо-восток, здесь он проходит через созвездия: Стрелец, Щит, Орел, Стрела, Лисичка, Лебедь, Ящерица, Цефей, Кассиопея, Персей, Возничий, Телец, Близнецы, Орион.

Солнце

Солнце движется по созвездию Лев, а 16 сентября переходит в созвездие Дева и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее, достигая максимума к осеннему равноденствию 22 сентября, вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи.

22 сентября 2024 года в 15:43 мск дневное светило , двигаясь по эклиптике, пересечет небесный экватор и перейдет из Северного небесного полушария в Южное.

Осеннее равноденствие уравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле.

После перехода Солнца в Южное полушарие небесной сферы ночь в Северном полушарии Земли становится длиннее дня, наступает астрономическая осень, а в Южном полушарии Земли – ночи становятся короче, там наступает астрономическая весна.

Продолжительность дня на широте Москвы в начале сентября составляет 13 часов 50 минут, а в конце – 11 часов 38 минут и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градусов).

В день осеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.

Сентябрь один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила.

! Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!) проводить с применением солнечного фильтра.

Прогноз космической погоды в сентябре 2024 года

можно посмотреть здесь: https://www.swpc.noaa.gov/

Луна

3 сентября (04:57 мск) – новолуние

5 сентября – Луна в апогее своей орбиты на расстоянии 406214 км от Земли, видимый диаметр 29 угловых минут 25 секунд 17:56

11 сентября (09:07 мск) – первая четверть

18 сентября (05:37 мск) – полнолуние, частное затмение Луны.

18 сентября – Луна в перигее своей орбиты на расстоянии 357283 км от Земли, видимый диаметр 33 угловые минуты 27 секунд 16:28

24 сентября (21:53 мск) – последняя четверть

Две большие Луны 2024 года – 18 сентября и 17 октября

Самые крупные полнолуния 2024 года наблюдаем осенью – 18 сентября и 17 октября. Наиболее близкое совпадение фазы полнолуния с перигеем орбиты Луны – явления Суперлуния, как называют его журналисты – произойдет 17 октября 2024 года.

18 сентября в 05:37 мск Луна примет фазу полнолуния и в этот же день в 16:28 мск окажется в перигее своей орбиты на расстоянии 357283 км от Земли. Разница между этими событиями составит 10 часов 41 минуту.

17 октября в 03:47 мск Луна окажется в 357172 км на самом близком расстоянии от Земли в 2024 году, в перигее своей орбиты, а фазу полнолуния примет в этот же день в 14:28 мск. Разница между этими событиями составит 10 часов 31 минуту.

Разница между полнолунием 18 сентября составит 10 часов 41 минуту (на 10 минут больше, чем 17.10.2024). А в перигее 18 сентября Луна будет в 357283 км от Земли, что на 111 км дальше, чем 17 октября.

Поэтому Суперлуну 2024 года будем наблюдать 17 октября, а 18 сентября большая полная Луна привлечет к себе внимание заходом в тень Земли, устроив второе лунное затмение в 2024 году.

Частное лунное затмение 18 сентября 2024 года

18 сентября произойдет частное затмение большой полной Луны.

С 05:13 и до 06:16 по московскому времени часть лунного диска пройдет через тень Земли. Продолжительность частной фазы затмения составит немногим более часа. Наибольшая теневая фаза составит всего 0,09 в 05:44 мск.

Луна пройдет через южную часть тени Земли, но весьма далеко от центра земной тени. Общая продолжительность затмения составит около четырех с половиной часов : с 03:42 мск до 07:48 мск.

Лунное затмение видно везде, где в данный момент Луна находится над горизонтом.

Регионы, где можно увидеть некоторые фазы лунного затмения: Европа, большая часть Азии, Африка, Северная Америка, Южная Америка, акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов, Арктика, Антарктида и юго-запад России.

Россия. Это лунное затмение малоблагоприятно для наблюдений с территории нашей страны, т.к. будет видно не полностью и только в Западной Сибири и на Европейской части России.

Частное затмение Луны 18 сентября 2024 года придется на утренние часы в западных и центральных районах России. Затмение там можно будет увидеть на рассвете перед заходом Луны.

Условия видимости будут тем лучше, чем западнее точка наблюдения и чем позже будет заходить Луна. Начало теневого затмения можно будет увидеть в Европейской части, западнее линии Казань — Астрахань. Окончание затмения видно к западу от меридиана Москвы.

Наилучшие условия для наблюдения затмения в России сложатся в Калининградской области.

Москва. Затмение Луны на широте Москвы будет проходить на утреннем небе. Луну в ночь ее затмения, будет сопровождать яркий Сатурн. Луна и Сатурн появятся над восточным горизонтом вечером 17 сентября 2024 года после 19:00 мск. Прекрасный дуэт большой полной Луны и Сатурна можно будет наблюдать всю ночь, сразу после заката Солнца и до рассвета.

Сияя недалеко от Луны, Сатурн зайдет за горизонт столицы после 05:00 мск к началу теневых фаз. Вслед за ним, через некоторое время, скроется в утренних лучах Солнца и большая затменная Луна. Это произойдет после 6:00 мск. В это время Луна еще будет находится вблизи максимума теневой фазы затмения (Ф=0,09 в 5:44 мск). Увидеть в это время небольшую теневую фазу затмения на заходящей Луне, будет непросто – Луна находится низко у горизонта на предрассветном небе – нужен открытый западный горизонт и безоблачное небо.

Будем надеяться на ясную погоду, чтобы понаблюдать и сделать уникальные фотографии частного затмения большой полной Луны на рассветном небе Москвы.

Ход затмения Луны

Луна во время затмения будет располагаться в созвездии Водолей рядом с границей созвездия Рыбы и заденет южный край тени Земли.

Угловой диаметр Луны во время затмения составит d=33′26″, угловой диаметр земной тени – D=92′48″ или 2,78d. Наибольшая фаза затмения Ф(макс)=0,09.

Видимый путь Луны во время затмения показан ниже на схеме «Ход частного затмения Луны 18 сентября 2024». Стрелка с буквой N указывает на Северный полюс мира. Приведены моменты различных фаз затмения по московскому времени.

Наибольшая фаза частного затмения Луны 18 сентября 2024 года: в 5:44 мск, она составит 0,09 – это часть диаметра Луны, покрытая земной тенью.

Общая продолжительность затмения: 4 часа 06 минут (с 03:41 мск до 07:47 мск). Это период между началом и концом полутеневых фаз затмения.

Теневое затмение продлится 1 час 02 минуты (с 05:13 мск до 06:15 мск). Это период между началом и концом частных фаз затмения.

Затмение закончится в 07:47 мск 18 сентября 2024 года.

Видимость Луны в сентябре 2024:

1 – утром
6-14 – вечером
15-25 – ночью
26-27 – после полуночи
28-30 – утром

Сближения Луны с планетами и яркими звездами в сентябре 2024:

1 сентября – Луна (Ф= 0,03-) проходит в 5° севернее Меркурия (+0,4m) 16:00
2 сентября – Луна (Ф= 0,01-) близ Регула (+1,4m)
5 сентября – Луна (Ф= 0,05+) проходит в 1° южнее Венеры
6 сентября – Луна (Ф= 0,12+) проходит в 0,5° севернее Спики (+1,0m)
17 сентября – Луна (Ф= 0,99+) проходит в 0,3° севернее Сатурна (+0,6m) 13:00
18 сентября (05:37 мск) – полнолуние, самая большая Луна в году в полнолуние
18 сентября – Луна (Ф= 1,00+) проходит в 0,6° севернее Нептуна (+7,8m) 11:00
22 сентября – Луна (Ф= 0,76-) проходит в 4° севернее Урана (+5,7m) 09:00
24 сентября – Луна (Ф= 0,54-) проходит в 6° севернее Юпитера (-2,4m) 02:00
25 сентября – Луна (Ф= 0,43-) проходит в 5° севернее Марса (+0,5m) 16:00
26 сентября – Луна (Ф= 0,39-) проходит в 2° южнее Поллукса (+1,2m) 14:00
29 сентября – Луна (Ф= 0,1-) проходит в 3° севернее Регула (+1,4m) 13:00

В сентябре произойдет шесть затмений (покрытий) Луной планет и звезд

5 сентября (12:00 мск) – покрытие Луной Венеры (-4,0 m ). Луна пройдет перед Венерой, создавая затмение Венеры, видимое из Антарктиды и острова Буве с 10:53 мск до 13:05 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.
6 сентября (21:00 мск) – покрытие Луной звезды Спика (+1,0 m ). Луна пройдет перед звездой Спика (Альфа Девы), создавая затмение Спики, видимое из Африки с 18:27 мск до 22:41 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.
10 сентября (16:00 мск) – покрытие Луной звезды Антарес (+1,1 m ). Луна пройдет перед звездой Антарес (Альфа Скорпиона), создавая затмение Антареса, видимое из Австралии, южной Индонезии, восточных французских южных территорий и островов Херд и Макдональд, с 13:50 мск до 18:20 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.
17 сентября (13:00 мск) – покрытие Луной Сатурна (+0,6 m ). Луна пройдет перед Сатурном, создавая затмение Сатурна, видимое из Австралии, США, западной Канады и на северо-западе Мексики, с 11:08 мск до 15:07 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.
18 сентября (10:00 мск) – покрытие полной Луной Нептуна (+7,8 m ) при видимости. Луна пройдет перед Нептуном, создавая затмение Нептуна, видимое в Северной Америке: из США, Канады, Мексики и на юго-востоке Аляски, с 08:15 мск до 11:53 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.
24 сентября (05:00 мск) – покрытие Луной звезды Эльнатх (бета Тельца) (+1,7 m ). Луна пройдет перед Бета Тельца (Эльнатх), создавая затмение, видимое из Африки и Западной Азии, с 03:15 мск до 07:16 мск. Из Москвы это затмение не будет видно.

Планеты

Сближения планет в сентябре 2024 года:

1 сентября – Уран в стоянии с переходом от прямого движения к попятному 19:00
2 сентября – начало утренней видимости Меркурия (+0,4m)
5 сентября – покрытие Венеры Луной при видимости в Антарктиде и на острова Буве
8 сентября – Сатурн в противостоянии с Солнцем 08:00
16 сентября – окончание утренней видимости Меркурия
17 сентября – покрытие Сатурна (+0,6 m ) Луной (Ф= 0,99+) при видимости в Северной Америке и в Австралии 13:00
21 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем 03:00

Видимость планет в сентябре 2024:

Утром:

Меркурий в созвездиях: Лев (1-21), Дева (22-30) (в начале месяца).

Ночью:

Сатурн в созвездии Водолей (1-30).
Нептун в созвездии Рыбы (1-30).
Уран в созвездии Телец (1-30).
Марс в созвездиях Телец (1-4), Близнецы (5-30).
Юпитер в созвездии Телец (1-30).

Не видна:

Венера в созвездиях: Дева (1-28), Весы (29-30).

Условия видимости планет в сентябре 2024

Обозначение у светил: звездная величина (+- 0,0 m).

Меркурий (от +0,3m до -1,7m): утром.

19 августа Меркурий прошел нижнее соединение с Солнцем и 28 августа сменил движение с попятного на прямое, перемещаясь по созвездию Лев. После соединения Меркурий постепенно перешел на утреннее небо.
В сентябре Меркурий движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Лев, 22 сентября переходя в созвездие Дева. Быстрая планета наблюдается на фоне утренней зари около полутора часов в период максимальной элонгации 5 сентября. В этот день Меркурий отдалится от Солнца на 18 градусов.
1 сентября близ Меркурия пройдет Луна.
Начало сентября – наилучшая видимость планеты в 2024 году. Сентябрьская утренняя видимость (как и вечерняя мартовская) весьма благоприятна для наблюдений Меркурия. Начало сентября, когда планета находится на самом дальнем расстоянии от Солнца, - это лучшее время, чтобы попытаться обнаружить Меркурий на утреннем небе.
После 5 сентября элонгация Меркурия уменьшается от 18 до 1 градуса к западу от Солнца.
До конца сентября Меркурий будет сближаться с Солнцем, постепенно увеличивая блеск, но уменьшая угловой диаметр. К концу видимости блеск планеты возрастает, а видимый диаметр уменьшается. Блеск Меркурия в сентябре увеличивается от +0m до -1,7m, а видимый диаметр уменьшается от 8 до 5 угловых секунд. Фаза планеты увеличивается от 0,3 до 1 к концу месяца.
В телескоп планета наблюдается в виде серпа, постепенно превращающегося в полудиск, затем в овал и в диск.
30 сентября Меркурий пройдет верхнее соединение с Солнцем.

Конфигурации Меркурия в 2024 году:

2 января - стояние к прямому движению
26 ноября - cтояние к попятному движению
6 декабря - нижнее соединение с Солнцем
15 декабря - cтояние к прямому движению
25 декабря - утренняя (западная) элонгация 22 градуса

Венера (-3,9m): не видна.

Венера в сентябре движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Дева, переходя 29 сентября в созвездие Весы.
4 июня Венера прошла верхнее соединение с Солнцем и все лето скрывалась в его лучах. После соединения с Солнцем самая яркая планета постепенно отдаляется от центрального светила, увеличивая угловой диаметр.
В сентябре Венера не видна, она находится на вечернем небе недалеко от Солнца и пока скрывается в его закатных лучах очень низко у западного горизонта. Угловое расстояние планеты от Солнца за месяц увеличится от 24 до 31 градуса к востоку от Солнца. Видимый диаметр планеты составляет около 12”, а фаза около 0,9 при блеске -4m. В телескоп наблюдается небольшой диск без деталей.
5 сентября близ Венеры пройдет Луна (покрытие при видимости в Антарктиде).
17 сентября Венера будет наблюдаться севернее звезды Спика.
Удобный период наблюдений Венеры во всех широтах нашей страны – конец осени и зима.
Венера появится на вечернем небе в октябре, наилучшие условия ее вечерней видимости придутся на зимние месяцы. Вечерняя звезда будет видна над юго-западным и южным горизонтом.
Осенью в телескоп Венера видна в виде овала, постепенно превращающегося почти в полудиск к концу года.
Максимальная вечерняя элонгация наступит уже 2025 году (10 января).

Марс (+0,7 m): ночью.

В сентябре Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Телец, а 5 сентября переходит в созвездие Близнецы.
Загадочную планету можно найти на ночном и утреннем небе.
25 сентября близ Марса пройдет Луна.
Блеск Марса составляет около +0,7m, а видимый диаметр - около 7 секунд дуги.
В телескоп наблюдается крохотный диск с крупными деталями.
Для наблюдений загадочной планеты благоприятна вторая половина 2024 года, ввиду того, что Марс стремится к своему противостоянию с Солнцем 16 января 2025 года.

Юпитер (-2,2 m): ночью.

В сентябре Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Телец (близ Альдебарана). Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем небе.
23 сентября близ Юпитера пройдет Луна.
Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет 38-42” при блеске ярче -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.
Юпитер наблюдается практически весь год, за исключением периода соединения с Солнцем которое произошло 18 мая 2024 года. С зимы и до середины мая Юпитер наблюдался на вечернем небе, постепенно уменьшая угловое удаление от Солнца до своего соединения с ним. Летом Юпитер постепенно перешел на ночное небо.
Наилучшая видимость Юпитера относится к периоду противостояния. Противостояние Юпитера наступит 7 декабря 2024 года, поэтому годичная видимость планеты определяется этой датой.
В 2024 году Юпитер является ориентиром для поиска планеты Уран, а летом и осенью – Марса.

Сатурн (+0,7 m): ночью.

В сентябре Сатурн имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Водолей. Окольцованную планету можно наблюдать на ночном и утреннем небе, он лучше всего виден в сентябре, в период противостояния с Солнцем, которое пройдет 8 сентября 2024.
Весь 2024 год Сатурн находится в созвездии Водолей, описывая петлю на фоне звезд летом и осенью.
29 февраля 2024 года Сатурн прошел соединение с Солнцем и постепенно перешел на утреннее и ночное небо. 30 июня Сатурн прошел точку стояния и перешел к попятному движению.
8 сентября 2024 Сатурн окажется в противостоянии Солнцем, после чего, 16 ноября, совершив закономерную петлю, он возвратится к прямому движению и продолжит движение в одном направлении с Солнцем до конца года.
17 сентября близ Сатурна пройдет Луна (покрытие планеты при видимости в Северной Америке и в Австралии).
Условия видимости Сатурна в Северном полушарии год от года улучшаются, так как планета постепенно смещается на север вдоль эклиптики.
Блеск планеты +0,7m при видимом диаметре около 19”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет около 3 градусов.
Кольца Сатурна «исчезают»!
К 2025 году кольцо Сатурна постепенно будет приближаться к тому, что мы будем наблюдать его в виде тонкой линии, проходящей через центр видимого диска.

Уран (+6,0m): ночью.

В сентябре Уран (+6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Телец южнее звездного скопления Плеяды.
Планету можно найти на ночном и утреннем небе.
22 сентября близ Урана пройдет Луна.
В 2024 году Уран совершает свой путь по созвездиям Овен и Телец.
13 мая Уран прошел соединение с Солнцем и постепенно перешел на утреннее и ночное небо.
1 сентября планета сменит прямое движение на попятное и устремится к своему противостоянию 17 ноября 2024 года. В 2024 году ориентиром для поиска планеты Уран является Юпитер.
Уран и Нептун в 2024 году – «осенние» планеты, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 17 ноября и 21 сентября.
Вся осень и начало зимы – самое продуктивное время для наблюдений седьмой планеты Солнечной системы. В это время (при отсутствии лунной и городской засветки) Уран можно разглядеть невооруженным глазом. Для этого необходимо воспользоваться звездной картой Астрономического календаря или других источников. Перед наблюдениями адаптируйте глаза в течение получаса в полной темноте.
В телескоп планета, вращающаяся на боку, представляет из себя зеленоватую горошину, чтобы ее разглядеть, необходимо увеличение 80 крат и выше при идеальных условиях. Но как показывает практика, лишь увеличение от 150 крат позволяет видеть диск Урана совершенно отчетливо. Спутники планеты в малые любительские телескопы не видны, но методом фотографии зафиксировать их достаточно легко.

Нептун (+7,8m): ночью.

Весь 2024 год Нептун находится в созвездии Рыбы, южнее звезды лямбда Рыб (+4,5m). Удобным ориентиром для поисков планеты в этом году является Сатурн, который располагается правее (западнее) Нептуна.
17 марта Нептун прошел соединение с Солнцем и постепенно перешел на утреннее небо. 3 июля после стояния Нептун сменил движение на попятное. В июле продолжительность видимости планеты быстро увеличивалась и к концу лета Нептун наблюдался уже почти всю ночь.
18 сентября Нептун покроется Луной (при видимости в Северной Америке).
21 сентября самая далекая планета вступит в противостояние с Солнцем. К этому времени, видимый диаметр и блеск возрастут до максимума (2,6 угловых секунд и +7,8m), хотя в течение всего года эти значения остаются практически неизменными.
Осень – лучшее время для наблюдений Нептуна на территории нашей страны.
Найти планету в период видимости можно в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +8m. Для того, чтобы отыскать Нептун на звездном небе, необходимы звездные карты и, по крайней мере, бинокль, а в телескоп с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе) можно разглядеть диск Нептуна, имеющий голубоватый оттенок. Более отчетливо увидеть диск можно с применением увеличения от 150 крат с диаметром объектива телескопа от 150мм.
Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m.

Что можно увидеть в сентябре в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды: η Персея, γ Андромеды, η Кассиопеи, β Лебедя, δ и ε Лиры;
переменные звезды: β Персея, λ Тельца, β Лиры, η Орла, δ Цефея;
рассеянные звездные скопления: М35 (Близнецы), Плеяды (Телец), Ϧ и χ Персея, М24 (Стрелец), М39 (Лебедь);
шаровые звездные скопления: М15 (Пегас), М13 (Геркулес);
туманности: М57 (Лира), М27 (Лисичка);
галактики: М31 (Андромеда), М33 (Треугольник), М81 и М82 (Большая Медведица).

Вид звездного неба, а также рекомендации по наблюдению светил относятся к средним широтам территории России и соответствуют полуночи середины каждого месяца.

Желаем ясного неба и прекрасных наблюдений!

Автор: Людмила Кошман. Использован материал из Астрономического календаря для школьников на 2023-2024 учебный год и материалы сайта http://www.astronet.ru; in-the-sky.org; www.timeanddate.com; www.eclipsewise.com
При использовании статьи и иллюстраций ссылка на Московский планетарий – обязательна.