«Красота, важность, обширность, величие Астрономии не только возвышает дух мудрых, возбуждая их пытливость и усердие, не только прельщает умы граждан, просвещенных и находящих отраду в науках, но и необразованную толпу приводит в изумление. Поэтому неудивительно, что с незапамятных времен являлись мужи, выдающиеся природными дарованиями, которые всю свою жизнь посвящали занятиям Астрономией, побужденные, как представляется нам, не стремлением к выгоде, а страстью насытить свой дух приятностью самого дела».
М.В. Ломоносов
Мы открываем новую рубрику «АСТРОНОМЫ РОССИИ», где будем рассказывать о выдающихся астрономах нашей страны, которые, как сказал великий М.В. Ломоносов «… всю свою жизнь посвятили занятиям Астрономией…» и совершили немало открытий в самой звездной из наук!
И начинаем ее с самого первого российского академика, уникального ученого всех времен – Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов
19.11.1711 – 15.04.1765
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мешанинская близ Холмогор, что в Архангельской губернии, в семье крестьянина Василия Дорофеева. Здесь прошли детство и юность великого ученого. У себя на родине он изучает первые книги, которые назовет потом вратами своей учености — Псалтырь С. Полоцкого, Арифметика Магницкого и Грамматика Смотрицкого. Побуждаемый жаждой знания, в возрасте 19 лет Михаил Васильевич Ломоносов отправился с обозом в Москву.
В 1731 году М. Ломоносов поступает в Славяно-Латинскую Академию, где за год проходит начальную школу. Он самостоятельно изучает греческий язык и становится первым в богословии, философии, риторике и поэзии. Из-за отсутствия физики и математики в Академии он отправляется в Киевскую и Санкт-Петербургскую Академии, но не находит необходимых знаний. В 1736 году вместе с 12 студентами уезжает в Германию для получения образования. Учится в университете Марбурга у профессора Вольфа, затем в Фрейбурге, изучая химию и горное дело. Покинув Фрейбург весной 1740 года, он путешествует по Германии и Голландии, вернувшись в Россию в конце 1741 года. Его ода «На взятие Хотина» привлекла внимание двора в 1739 году. После восшествия Елизаветы Петровны на престол она всегда поддерживала его. В январе 1742 года Ломоносов стал адъюнктом Академии Наук, а в августе 1745 года - первым русским профессором химии. С 1760 года курировал Академический университет и Академическую гимназию. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской Академии наук, а в 1764 — почетным членом Болонского института. Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. Одним из самых значительных деяний Ломоносова стало основание университета в Москве в 1755 году. Он писал: «Я сие великое училище задумал... и за гробом стану о нем бога молить...». Главным делом его жизни было вывести российскую науку на европейский уровень, что ему блестяще удалось.
Михаил Васильевич Ломоносов и астрономия
В многогранной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова, великого русского ученого и просветителя, вдохновителя создания первого российского университета, исследования в области астрономии занимали видное место. И наиболее значимым результатом несомненно является открытие атмосферы Венеры, совершенное им во время наблюдений прохождения планеты по диску Солнца 6 июня (26 мая) 1761 года. Это открытие позволяет с полным основанием считать Ломоносова первым русским астрофизиком.
Десятки опытных астрономов в разных странах наблюдали редкое явление природы 6 июня 1761 года - прохождение Венеры по диску Солнца, но ни один из них не заметил того, что открылось российскому ученому. 6 июня 1761 года М.В. Ломоносов увидел, что в момент, когда Венера приблизилась к солнечному диску, вокруг нее образовался чуть различимый светящийся ободок, а ее диск как бы затуманился. То же самое (только более отчетливо) он наблюдал, когда Венера уходила с солнечного диска. О самом моменте открытия он записал в дневнике так:
«... Ожидая вступления Венерина на Солнце... увидел, наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен... При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю... появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила... Сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере...».

К числу достижений учёного в астрономии можно отнести усовершенствование им конструкции отражательного телескопа. Им также были усовершенствованы некоторые геодезические инструменты. Ломоносов внес существенный вклад в подготовку и организацию астрономических, геодезических и гравиметрических экспедиций.
13 мая 1756 года Ломоносов представил Академическому собранию «машину, придуманную им для усиления света». Она представляла собой обычную зрительную трубу с довольно большим объективом и маленьким, близким к размерам расширенного зрачка окуляром и предназначалась, как объяснял Ломоносов, для наблюдения ночью за кораблями и скалами на море. Он первым создал зрительную трубу, позволяющую наблюдать предметы в глубоких сумерках и названную им «ночезрительной трубой».
Осенью 1761 года Михаил Васильевич начал работу по созданию однозеркального телескопа, в котором отсутствовало плоское зеркало, а вогнутое размещалось под углом 4 градуса к его оси. Такая конструкция должна была уменьшить потери света при дополнительном отражении. Через 15 лет подобную конструкцию телескопа предложил английский астроном Уильям Гершель. Теперь телескопы такой конструкции называются «системой Ломоносова-Гершеля».
Ломоносов по праву считается одним из основоположников русского научного языка. Он ввел в обращение значительное количество научных терминов, которые применяются, по сей день: законы движения, земная ось, горизонт, преломление лучей, полнолуние, созвездие, барометр, атмосфера и другие понятия и выражения.
Ломоносов выступал активным пропагандистом теории гелиоцентризма и учения о существовании множественности миров, подобных Земле. При этом Ломоносов постоянно отстаивал идею о том, что небесные явления подчиняются тем же законам физики и химии, что и на Земле.
Одной их форм признания Ломоносова перед наукой, в том числе перед астрономией, явилось присвоение его имени кратерам на Луне и Марсе.