К.А. Порцевский, 1941 г.
Константин Алексеевич принимал участие в тяжелейших боях под Харьковом и на подступах к Сталинграду, попал в плен и прошел через четыре концлагеря: в г. Шахты, Ростове-на-Дону, Таганроге, Коростене.
Из плена он бежал дважды. Первый побег был неудачным и остается загадкой, почему его тогда не расстреляли фашисты. Вторая попытка удалась. В октябре 1943 года, склонив к побегу восьмерых своих товарищей, он бежал из концлагеря, примкнув впоследствии к партизанскому отряду им. Г.И. Котовского. В отряде Константин Алексеевич стал командиром роты разведчиков. Когда фронт подошел, его без особой проверки взяли в армию.
К.А. Порцевский с сослуживцами, 1944 г.
В мае 1944 года партизанское соединение было расформировано и Константина Порцевского зачислили в 236-й армейский запасный полк в звании старшего сержанта. Закончил войну Константин Алексеевич в Берлине, командиром взвода штурмовиков-автоматчиков. После войны он снова восстановился в МГУ.
В июне 1941 года были призваны на фронт или записались в ополчение: Л.А. Кулик, Р.И. Цветов, С.М. Алферов, К.К. Демакидов, В.А. Жекулин, Г.О. Затейщиков, Б.М. Машбиц, В.И. Шафиркин, Е.З. Гиндин, Е.М. Руднева... Всего 15 человек.
На фронтах войны погибли: Л. А. Кулик, В. А. Жекулин, В. И. Шафиркин, Б. М. Машбиц, Затейщиков, Е. М. Руднева. Примерно половина состава Московского планетария.
Вернулись только двое – Рувим Ильич Цветов и Ефим Зиновьевич Гиндин. Е.З. Гиндин был назначен директором планетария, Р.И. Цветов - научным консультантом.