Астрономы России – Павел Карлович Штернберг

Астрономы России – Павел Карлович Штернберг
31 марта 2025

Мы продолжаем новую рубрику «АСТРОНОМЫ РОССИИ», где рассказываем о выдающихся астрономах нашей страны, которые, как сказал великий М.В. Ломоносов «…всю свою жизнь посвятили занятиям Астрономией…» и совершили немало открытий в самой звездной из наук!

Сегодня мы посвящаем наш рассказ 160-летию Павла Карловича Штернберга – талантливейшего ученого и революционера, чье имя носит Альма-матер многих астрономов РоссииГосударственный астрономический институт при МГУ им. М.В. Ломоносова (ГАИШ МГУ) образованный в 1931, а также малая планета №995 и один из кратеров на обратной стороне Луны.

Штернберг Павел Карлович

2 апреля 1865 - 1 февраля 1920

2 апреля 1865 года в городе Орел, в семье разбогатевшего на железнодорожных поставках предпринимателя Карла Штернберга появился мальчик Павел. Павел был пятым ребёнком в семье отличавшейся трудолюбием, добропорядочностью и любовью к музыке. Эту любовь, а также музыкальные способности унаследовал и будущий астроном.  Еще в гимназии он стал интересоваться астрономией. Когда Павел перешел в шестой класс, отец подарил ему небольшую зрительную трубу. То-то была радость для впечатлительного мальчика! Эта труба на самодельном штативе была установлена на крыше дома, ставшей излюбленным местом юного астронома. Здесь он познал первые радости наблюдения и красоту своей будущей профессии. Молодой Штернберг понимал, что одной любви к астрономии мало. Профессия астронома требовала глубоких знаний в области физики и математики, а эти знания можно получить только в университете.

Отец Карл Андреевич Штернберг привил своим детям любовь к ручному труду. Впоследствии Павел Карлович поражал всех своими навыками в слесарных, столярных, токарных работах. Он чаще всего сам конструировал и изготовлял в мастерской обсерватории необходимые детали приборов. Например, кассеты для 15-дюймого астрографа - телескопа для фотографирования небесных объектов.

Успешно окончив Орловскую гимназию в 1883 году Павел поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета и оказывается в завидной компании выдающихся ученых. Профессором астрономии и директором Московской обсерватории был Ф.А. Бредихин, профессором механики — Ф.А. Слудский, профессором геометрии — В.Я. Цингер. Несколько позднее механику читал сам «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, а кафедрой физики ведал профессор А.Г. Столетов, прославленный русский ученый. Да, было у кого поучиться молодому студенту, чему научиться и с кого брать пример.

На лекциях Бредихина первокурсник Штернберг не сводил глаз со своего кумира. Его тянуло в обсерваторию, которая в представлении студента была «святая святых».

О своем первом знакомстве с прославленным астрономом Штернберг рассказывает так:

«Первое мое знакомство с Федором Александровичем Бредихиным состоялось в 1883 году. Я, тогда студент I курса, обратился к нему за разрешением заниматься в обсерватории. Ф. А. остановился на лестнице, по которой бойко сбегал по окончании лекции, несколько удивленно посмотрел на меня и после минутного раздумья сказал, чтобы я приходил на обсерваторию вместе со студентами IV курса. В первое же посещение я был поражен дружеским отношением и простотой обращения Ф.А. со студентами... Студенты очень ценили такое отношение к себе и с благодарностью вспоминали Федора Александровича. Выбравшие специальность астронома — их было весьма немного — получали полную свободу в своих работах. Ф. А. давал инструмент и предоставлял занимающегося самому себе и только издали присматривался к его работам. Он говаривал, что если кто любит науку и обладает способностями, то он преодолеет все встречающиеся затруднения и выберется на дорогу; в противном случае научный пыл у начинающего остынет и он примется за дело, которое ближе подходит к его натуре. Это нежелание насиловать свободу человека и сознание, что искусственными мерами нельзя заставить его приобрести знания, резко сказывались на переходных экзаменах».

Первая работа, которую выполнил Штернберг под руководством Бредихина, заключалась в сравнении инструментов Пулковской и Московской обсерваторий. Видя ревностное старание студента и высоко оценив его исполнительность, Бредихин поручил ему обработку данных об измерении красного пятна на поверхности Юпитера. Работа «О продолжительности вращения Красного пятна Юпитера» была выполнена Штернбергом блестяще, получила лестный отзыв Бредихина, удостоена факультетом золотой медали и напечатана в «Анналах» обсерватории.

В семье Штернбергов все очень любили музыку. И это не случайно, так как музыкальными способностями обладали все её члены. Павел Карлович очень любил играть на рояле, а в студенческие годы в университетском оркестре играл на кларнете. Позже, когда он жил и работал в Московской обсерватории на Пресне, с которой была связана большая часть его жизни, П.К. Штернберг часто музицировал с Ф.А. Бредихиным: Фёдор Александрович играл на скрипке, а Павел Карлович – на рояле.

Прошло четыре года студенческой жизни. Университет окончен. Когда в 1887 году Штернберг получил заветный диплом, он уже защитил магистерскую диссертацию и пребывал в статусе лучшего ученика профессора Федора Александровича Бредихина.

Стараниями Бредихина выпускник Штернберг остается при университете. Впереди — подготовка к профессорскому званию. Его зачислили сверхштатным ассистентом обсерватории с весьма скудным жалованьем. Не беда, что молодому человеку придется подрабатывать где-то на стороне. Главное — работа по душе. Штернберг был искренне доволен своей судьбой и считал себя счастливейшим человеком в мире.