• Дорогие друзья! Если Вы не смогли дозвониться в информационный центр,   просим обращаться на адреса электронной почты в разделе   "Контакты"
Скрыть

A+ RU
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Астрономический прогноз на Март 2024 года

Дата: 28.02.2024
Астрономический прогноз на Март 2024 года

Март подарит нам приход весны в день весеннего равноденствия 20 марта и первое лунное затмение года 25 марта.

14 марта – Международный день числа «Пи».
20 марта – День Земли.
30 марта – Час Земли.

Самые яркие юбилеи марта 2024 года:

2 марта – 20 лет запуску КА "Розетта".
9 марта – 90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
14 марта – 145 лет со дня рождения Альберта Эйнштейна.
22 марта – 630 лет со дня рождения Улугбека.
28 марта – 75 лет назад появился термин «Большой взрыв» («Big Bang»).
Мартовское небо, при условии ясной погоды, порадует яркими созвездиями – Орион, Телец, Большой Пес с блистательным Сириусом. Весь месяц вечернее небо украшает яркий Юпитер. Нептун окажется в соединении с Солнцем 17 марта, а в конце месяца 25 марта произойдет первое затмение 2024 года – Луна пройдет через северную часть земной полутени – полутеневое затмение Луны будет видно на крайнем северо-востоке России.

Избранные даты и события марта 2024 года в астрономии и космонавтике:

2 марта – 20 лет назад (2 марта 2004) был запущен КА "Розетта". Космический аппарат запущен 2 марта 2004 года к комете 67P/Чурюмова — Герасименко. «Розетта» — первый космический аппарат, который вышел на орбиту кометы. В рамках программы 12 ноября 2014 года произошла первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность кометы. Основной зонд «Розетта» завершил свой полёт 30 сентября 2016 года, совершив жёсткую посадку на комету 67P/Чурюмова — Герасименко.
4 марта – 120 лет (4 марта 1904) со дня рождения физика и астрофизика Георгия Антоновича Гамова. В астрофизике Гамов известен работами по космологии и применению ядерной физики к проблемам звездной эволюции. В 1937-1940 гг. он построил первую последовательную теорию эволюции звезд, основанную на предположении, что энергия звезд имеет ядерное происхождение. В 1940-1941 гг. указал на большую роль нейтрино в катастрофическом увеличении светимости при взрывах новых и сверхновых; предложил важный механизм рождения нейтрино в звездах. В 1946 г. Гамов предложил модель горячей Вселенной, основанную на предположении о большой начальной энтропии вещества Вселенной. Гамов был талантливым популяризатором науки и написал около 30 научно-популярных книг, в которых простым языком описаны сложнейшие проблемы астрофизики и космологии.
4 марта – 45 лет назад (4 марта 1979) открыты кольца Юпитера. АМС «Вояджер-1», находясь на расстоянии 1,2 млн. км от Юпитера, передала на Землю изображения, на которых впервые у самой большой планеты Солнечной системы было обнаружено кольцо. Существование кольца еще в 1960 году было предсказано советским астрономом Сергеем Константиновичем Всехсвятским. Более подробные сведения о кольцах удалось получить в 1990-х благодаря КА "Галилео". Кольца также наблюдались Телескопом Хаббла и наблюдаются с Земли в течение множества лет. Наземные наблюдения требуют наиболее крупных из доступных телескопов. Юпитерианская система колец слабая и состоит главным образом из пыли.
6 марта – 15 лет назад (6 марта 2009) был запущен космический телескоп «Кеплер». Запуск состоялся 6 марта 2009 года в 22:49 по времени Восточного побережья США (7 марта в 06:49 по московскому времени). «Кеплер» - космическая обсерватория НАСА, орбитальный телескоп со сверхчувствительным фотометром, специально предназначенный для поиска экзопланет. Основная программа была рассчитана на 3,5 года. 12 мая 2013 года телескоп «Кеплер» вышел из строя. За три года работы телескопом «Кеплер» были сделаны важные и даже сенсационные открытия, например, были обнаружены планеты размером с Землю и меньше. Кеплер наблюдал 530 506 звезд и к 16 июня 2023 года открыл 2778 планет подтвержденных различными научными группами исследователей.
7 марта – 125 лет (7 марта 1899) со дня рождения Виллема Якоба Лейтона. Виллем Якоб Лейтен — нидерландско-американский астроном. Действительный член АН США. Автор названия «белый карлик» (1922).
9 марта – 90 лет (9 марта 1934 года), со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Летчик-космонавт СССР, порядковый номер 1/1. Герой Советского Союза. Летчик истребительной авиации Северного флота, Ю. А. Гагарин в 1960 году был зачислен в отряд космонавтов, а уже 12 апреля 1961 году он впервые в мире совершил орбитальный полет на космическом корабле «Восток-1», который был оснащен автоматическим и ручным управлением. Старт был дан в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур (Казахстан, в то время - Казахская ССР). Ю. А. Гагарин облетел земной шар (высота орбиты в апогее 327 км) за 1ч 49м и благополучно приземлился в Саратовской области. В последующие годы он совершенствовал свое летное мастерство, руководил полетами космических кораблей, принимал участие в учениях и тренировках их экипажей. Ю. А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета 27 марта 1968 года.
11 марта – 520 лет назад (1 марта 1504 года по старому стилю) произошло полное лунное затмение, время наступления которого было известно Христофору Колумбу (1451-1506), находившемуся в ту пору с небольшим отрядом на острове Ямайка под угрозой голодной смерти, поскольку местные жители отказывались снабжать его провиантом. В день затмения Колумб объявил аборигенам, что за отказ от помощи в доставке провизии он лишит их лунного света. Как только затмение началось, туземцы в ужасе бросились выполнять все требования великого путешественника, и он таким образом пополнил свои съестные припасы.
12 марта – 200 лет (12 марта 1879) со дня рождения немецкого физика Густава Роберта Кирхгофа. Г.Р. Кирхгоф – немецкий физик, внесший вклад в фундаментальное понимание электрических цепей, спектроскопии и излучения абсолютно черного тела нагретыми объектами. Он ввел термин "излучение черного тела" в 1860 году.
14 марта – Международный день числа Пи. Впервые День был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум в Сан-Франциско, а придумал этот неофициальный праздник годом ранее физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, который подметил, что в американской системе записи дат (месяц / число) день 14 марта — 3/14 — совпадает с первыми разрядами числа π = 3,14... С этим необычным числом мы сталкиваемся уже в младших классах школы, когда начинаем изучать круг и окружность. Число π — математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра. В цифровом выражении π начинается как 3,141592... и имеет бесконечную математическую продолжительность. Число Пи было рассчитано до более чем 50 триллионов цифр после запятой. Бесконечный характер числа Пи делает его увлекательной задачей для запоминания и вычисления все большего и большего количества цифр. В повседневных вычислениях используют упрощенное написание числа, оставляя только два знака после запятой, — 3,14. Международный день числа «Пи» совпадает с днем рождения Альберта Эйнштейна.
14 марта – 145 лет (14 марта 1879) со дня рождения Альберта Эйнштейна. Альберт Эйнштейн уроженец Германии, но ученый жил и работал в Швейцарии, Бельгии, Англии и в США. Эйнштейн - один из создателей современной физики, труды которого оказали огромное влияние на развитие астрономии.
20 марта – весеннее равноденствие 06:06 мск на всей планете день равен ночи
20 марта – День Земли. Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН, празднуется День Земли (англ. Earth Day). Причем в календаре международных праздников существует два Дня Земли – сегодняшний отмечается в День весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую.
21 марта – 340 лет назад (21 марта 1684) Джованни Кассини открыл спутники Сатурна Тефия и Диона.
22 марта – 630 лет (22 марта 1394) со дня рождения Улугбека - выдающегося математика, астронома, просветителя и поэта своего времени, основателя одной из важнейших обсерваторий средневековья. Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека, главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, которому не было равных в мире. В обсерватории Улугбека к 1437 году был составлен «Гурганский зидж» — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52° (наиболее точное измерение).
23 марта – 275 лет (23 марта 1749) со дня рождения Пьера-Симона Лапласа - французского математика, механика, физика и астронома.
26 марта – 55 лет назад (26 марта 1969) запущен ИСЗ «Метеор-1» - первый метеорологический спутник.
28 марта – 75 лет назад (28 марта 1949) появился термин «Большой взрыв» («Big Bang»). Первоначально теория Большого взрыва называлась «динамической эволюционирующей моделью». Впервые термин «Большой взрыв» («Big Bang2) применил Фред Хойл в своей лекции в 1949 году. Сам Хойл придерживался гипотезы «непрерывного рождения» материи при расширении Вселенной. Он сказал: «Эта теория основана на предположении, что Вселенная возникла в процессе одного-единственного мощного взрыва и потому существует лишь конечное время… Эта идея Большого взрыва кажется мне совершенно неудовлетворительной». После того, как его лекции были опубликованы, термин стал широко употребляться.
31 марта – 135 лет (31 марта 1889), со дня рождения Бориса Петровича Герасимовича, одного из основателей отечественной теоретической астрофизики, выдающегося советского астронома, возглавлявшего с 1933 по 1937 гг. Пулковскую астрономическую обсерваторию. Одним из первых начал детальное изучение физической природы планетарных туманностей. Исследовал периоды и спектральные характеристики многих переменных звезд. Возглавил специальную комиссию Академии наук СССР по руководству наблюдениями полного солнечного затмения 19 июня 1936 г. по единой для многих экспедиций программе, успешное выполнение которой позволило получить ценные научные сведения о движении вещества в солнечной короне. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).
У Луны указана фаза Ф (0,0+-): Ф = 0,00(новолуние), Ф = 0,50+(первая четверть), 1,00(полнолуние), Ф = 0,50-(последняя четверть); у светил – их звездная величина (+-0,0m)

3 марта – Луна (Ф= 0,53-) проходит в 0,4° севернее Антареса (+1,1m). Покрытие Антареса Луной, невидимое в России (при видимости из Северной и Южной Америки). 12:16
3 марта – последняя четверть 18:25 мск
7 марта – Луна (Ф= 0,16-) проходит в 3,5° южнее Плутона 05:00
8 марта – Луна (Ф= 0,06-) проходит в 3,5° южнее Марса (+1,2m) 08:00
8 марта – Меркурий проходит в 0,4° севернее Нептуна 18:00
8 марта – Луна (Ф= 0,04-) проходит в 3,3°южнее Венеры (-3,9m) 20:00
9 марта – Луна (Ф= 0,01-) проходит в 1,3° южнее Сатурна (+1,0m) 21:00
10 марта – Луна в перигее своей орбиты на расстоянии 356893 км от Земли 10:07
10 марта – новолуние 12:03
10 марта – Луна (Ф= 0,0) проходит в 0,5° южнее Нептуна (покрытие не видно из-за близости к Солнцу)
11 марта – Луна (Ф= 0,01+) проходит в 0,9° южнее Меркурия (покрытие при видимости в Антарктиде и акватории Тихого океана)
13 марта – начало вечерней видимости Меркурия (-1,2m)
14 марта – Луна (Ф= 0,18+) проходит в 3,6° севернее Юпитера (-2,1m) 01:44
14 марта – Луна (Ф= 0,22+) проходит в 3,2° севернее Урана (+5,8m) 13:00
15 марта – Луна (Ф= 0,25+) проходит в 0,4° южнее звездного скопления Плеяды (М45) (+1,3m) 07:00
16 марта – Луна (Ф= 0,29+) проходит в 10° севернее Альдебарана (+0,9m) 00:00
17 марта – первая четверть 07:12
17 марта - Нептун в соединении с Солнцем 14:13
17 марта – Меркурий (-1,0m) в перигелии 19:47
19 марта – Венера (-3,8m) в афелии
19 марта – Луна (Ф= 0,67+) проходит в 1,5° южнее Поллукса (+1,2m) 10:00
19 марта – начало полярного дня на Северном полюсе. Во время полярного дня на протяжении суток Солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Период полярного дня продлится до 25 сентября.
20 марта – весеннее равноденствие 06:06
20 марта – Луна (Ф= 0,77+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44)
22 марта – Венера (-3,9 m ) проходит в 0,3° севернее Сатурна (+1,0 m ) 02:00
22 марта – Луна (Ф= 0,92+) проходит в 3,6° севернее Регула (+1,4m) 11:00
23 марта – Луна в апогее своей орбиты на расстоянии 406291 км от Земли 18:45
24 марта – Меркурий (-0,5 m ) в максимальной восточной (вечерней) элонгации 18,7° (вечер)
25 марта – Меркурий (-0,2m) на наибольшей высоте в вечернем небе
25 марта – полнолуние 10:02
25 марта – полутеневое затмение Луны, mag=0,956, видимое на крайнем северо-востоке России 10:13
27 марта – Луна (Ф= 0,98-) проходит в 1,4° севернее Спики (+1,0m) 00:00
30 марта – Луна (Ф= 0,75-) проходит в 0,3° севернее Антареса (+1,1m) Покрытие Антареса Луной невидимое в России (при видимости в акватории Тихого океана) 17:24
31 марта – окончание вечерней видимости Меркурия (+1,1m)

Звездное небо марта

С вечера в юго-западной части неба видны зимние созвездия, которые постепенно склоняются к горизонту, уступая место созвездиям весеннего неба.

На востоке восходит Змееносец, над ним расположено созвездие Геркулес, а выше его виден узнаваемый астеризм Голова Дракона. В северо-восточной области неба поднимается Лира, вблизи горизонта находится Лебедь.

03 03 2024 небо-март-север

В северной стороне невысоко над горизонтом видно созвездие Кассиопея, правее и выше его – Цефей, левее, на северо-западе – Персей.

На западе заходит Орион, над ним располагаются Возничий и Близнецы.

Вблизи зенита находится Большая Медведица. Хорошо различимы семь ярких звезд небесного Ковша – Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Мицар и Бенетнаш.

04 03 2024 КОВШ БМ

Люди с хорошим зрением видят рядом с Мицаром ещё одну звезду – Алькор. Способность видеть Алькор — традиционный способ проверки зрения. Эти двойные звезды также отлично различимы в телескоп.

03 2024 небо-март-юг

На юге в течении ночи царствует величественное созвездие Лев, с яркой звездой Регул. На юго-востоке виден Волопас, рядом с Волопасом (восточнее) – Северная Корона.

Солнце

Солнце продолжит перемещение по созвездию Водолей и 12 марта перейдет в созвездие Рыбы. Склонение центрального светила постепенно растет. С каждым днем светило будет подходить к небесному экватору все ближе и 20 марта в 06:06 по московскому времени пересечет его – в Северном полушарии Земли наступает астрономическая весна, а в Южном – осень. Это день весеннего равноденствия.

03 2024 Равноденствие 20 марта

20 марта, в день весеннего равноденствия, Солнце находится в созвездии Рыбы. Со дня весеннего равноденствия, оно будет восходить на северо-востоке, а заходить на северо-западе.

В Северном полушарии световой день начнет увеличиваться, а ночь уменьшаться.

03 2024 Equinox v2

Продолжительность дня за месяц быстро увеличивается: от 10 часов 43 минут в начале марта до 13 часов 02 минут в конце месяца на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 26 до 38 градусов.

Наблюдения солнечных пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные).

Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить только с применением фильтра. Берегите глаза!

Луна

Луна в марте 2024

3 марта (18:25 мск) – последняя четверть
10 марта (10:07 мск) Луна в перигее своей орбиты на расстоянии 356893 км от Земли
10 марта (12:03 мск) – новолуние
17 марта (07:12 мск) – первая четверть
23 марта (18:45 мск) Луна в апогее своей орбиты на расстоянии 406291 км от Земли
25 марта (10:02 мск) – полнолуние

03 2024 calendar moon

Видимость Луны в Марте 2024:

1 - 2
– после полуночи
3 - 8
– утром
11 - 16
– вечером
17 - 29
– ночью
30 - 31
– после полуночи

Сближения Луны с планетами и яркими звездами

3 марта – Луна (Ф= 0,53-) проходит в 0,4° севернее Антареса (+1,1m) 12:16
3 марта – покрытие Антареса Луной, невидимое в России (при видимости из Северной и Южной Америки).
7 марта – Луна (Ф= 0,16-) проходит в 3,5° южнее Плутона 05:00
8 марта – Луна (Ф= 0,06-) проходит в 3,5° южнее Марса (+1,2m) 08:00
8 марта – Луна (Ф= 0,04-) проходит в 3,3°южнее Венеры (-3,9m) 20:00
9 марта – Луна (Ф= 0,01-) проходит в 1,3° южнее Сатурна (+1,0m) 21:00
14 марта – Луна (Ф= 0,18+) проходит в 3,6° севернее Юпитера (-2,1m) 01:44
14 марта – Луна (Ф= 0,22+) проходит в 3,2° севернее Урана (+5,8m) 13:00
16 марта – Луна (Ф= 0,29+) проходит в 10° севернее Альдебарана (+0,9m) 00:00
19 марта – Луна (Ф= 0,67+) проходит в 1,5° южнее Поллукса (+1,2m) 10:00
22 марта – Луна (Ф= 0,92+) проходит в 3,6° севернее Регула (+1,4m) 11:00
25 марта – полутеневое затмение Луны, mag=0,956 в 10:13 мск, видимое на крайнем северо-востоке России. Из Москвы его не будет видно, так как Луна в это время будет находиться за горизонтом
27 марта – Луна (Ф= 0,98-) проходит в 1,4° севернее Спики (+1,0m) 00:00
30 марта – Луна (Ф= 0,75-) проходит в 0,3° севернее Антареса (+1,1m) 17:24
30 марта – покрытие Антареса Луной невидимое в России (при видимости в акватории Тихого океана) 17:24

Полутеневое затмение Луны 25 марта 2024 года

25 марта 2024 года с 7:53 до 12:32 по московскому времени Луна пройдет через полутень Земли, произойдет полутеневое лунное затмение.

Оно будет достаточно глубоким, но очень слабым лунным затмением, так как Луна пройдет только около края тени Земли всегда оставаясь в ее полутени. Луна во время затмения находится в созвездии Дева и пройдет через северную часть земной полутени.

03 2024 схема затмения Луны

*Во время полутеневого затмения Луна проходит через внешнюю область земной тени, называемую полутенью. В результате яркость Луны уменьшится, поскольку она меньше освещена Солнцем, но весь лунный диск останется освещенным. Этот эффект заметен только людям с очень острым зрением и на профессиональных фотографиях.

03 2024 Полутеневое Затмение Луны

Ход полутеневого затмения Луны 25 марта 2024 года:

Начало в 7:53 мск . Луна начинает входить в полутень Земли.

Максимум погружения Луны в полутень Земли в 10:13 мск . В этот момент 0,956 часть диска Луны погрузится в полутень Земли.

Конец в 12:32 мск. Луна покидает земную полутень.

Общая продолжительность затмения : 4 часа 39 минут.

Во время наибольшей фазы, которая наступит в 10:13 мск, южный край диска Луны будет отстоять от границы земной тени всего на 3,8 угловых минут, при этом полутеневая фаза составит 0,956, т.е. почти весь лунный диск окажется в полутени Земли. Потемнение южного края Луны в таких условиях должно быть заметно невооруженным глазом при ясной погоде.

Полутеневое Затмение Луны 25 03 2024

Видимость затмения

Полутеневое лунное затмение 25 марта 2024 года будет видно из любого места, где Луна в данный момент находится над горизонтом. Регионы, где можно увидеть затмение или хотя бы его часть, это: Большая часть Европы, Северо-Восточная Азия, Большая часть Австралии, Большая часть Африки, Северная Америка, Южная Америка, Тихий океан, Атлантика, Арктика, Антарктида.

25 03 2024 карта видимости полутеневого затмения Луны

В России:
С территории России полутеневое лунное затмение 25 марта 2024 года фактически не будет видно. В момент наибольшей полутеневой фазы, в 10:13 мск, Луна успеет взойти только на Чукотском полуострове. Но и там можно будет увидеть только потемнение южного края диска Луны.
В Москве:
Из Москвы никакие части затмения не будут видны, так как Луна в это время будет находиться за горизонтом.

Планеты

Сближения планет в марте 2024 года:

8 марта – Меркурий проходит в 0,4° севернее Нептуна 18:00
13 марта – начало вечерней видимости Меркурия (-1,2m)
17 марта - Нептун в соединении с Солнцем 14:13
17 марта – Меркурий (-1,0m) в перигелии 19:47
19 марта – Венера (-3,8m) в афелии
22 марта – Венера (-3,9 m ) проходит в 0,3° севернее Сатурна (+1,0 m ) 02:00
25 марта – Меркурий (-0,2m) на наибольшей высоте в вечернем небе
31 марта – окончание вечерней видимости Меркурия (+1,1m)

Видимость планет в марте 2024:

Вечером:

Уран в созвездии Овен (1-31).
Юпитер в созвездии Овен (1-31).
Меркурий в созвездиях Водолей (1-6), Рыбы (7-31). 25 марта – Меркурий в наибольшей восточной элонгации.

Не наблюдаемы, прячутся в лучах Солнца:

Марс в созвездиях Козерог (1-18), Водолей (19-31). После соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс пока прячется в лучах солнечной зари.
Венера в созвездиях Козерог (1-9), Водолей (10-31).
Сатурн в созвездии Водолей (1-31). 29 февраля – Сатурн прошел соединение с Солнцем и пока теряется в его лучах.
Нептун в созвездии Рыбы (1-31). 17 марта – Нептун в соединении с Солнцем.

Условия видимости планет в марте 2024

Условия видимости планет в марте 2024 года:

Обозначение у светил: звездная величина (+-0,0m).

Меркурий(от -1,2 m до +0,2 m): вечером у западного горизонта во второй половине месяца.

Меркурий в марте движется по созвездиям Водолей (1-6), Рыбы (7-31). После верхнего соединения с Солнцем 28 февраля Меркурий постепенно удаляется от него и к концу марта наблюдается после захода Солнца у западного горизонта. Лучшая видимость планеты наступит 25 марта, когда планета окажется в наибольшей восточной элонгации. Быструю планету можно наблюдать на фоне вечерней зари.

Конфигурации Меркурия в 2024 году:

2 января - стояние к прямому движению
6 декабря - нижнее соединение с Солнцем
15 декабря - cтояние к прямому движению
25 декабря - утренняя (западная) элонгация 22 градуса

03 2024 Меркурий 01-03

Венера (-3,9 m ): не наблюдаема.

В марте Венера движется по созвездиям Козерог (1-9), Водолей (10-31) в одном направлении с Солнцем. Венера восходит практически вместе с Солнцем, с каждым днем приближаясь к нему все ближе и ближе, имея очень высокий блеск и поднимаясь далее на большую высоту над горизонтом. В период утренней видимости до начала лета имеет место весьма малый угол между горизонтом и эклиптикой. Тем не менее, наблюдениям планеты в средних и северных широтах страны благоприятствует то, что Венера видна и днем, планету можно увидеть днем (в первой половине дня) невооруженным глазом, благодаря ее яркости.

В телескоп Венера видна в виде полудиска, который постепенно переходит в овал и полный диск к верхнему соединению с Солнцем. Всю зиму и весну планета будет сближаться с Солнцем, постепенно уменьшая угловое расстояние до него, до своего верхнего соединения с ним 4 июня 2024 года. После чего Венера постепенно перейдет на вечернее небо.

03 2024 2 Венера 01-04

Марс (+1,3 m): не наблюдаем.

После соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс пока прячется в лучах солнечной зари. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерог, 19 марта переходя в созвездие Водолей. Марс с трудом можно найти очень низко над юго-восточным горизонтом на фоне утренней зари.

После своего соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс постепенно смещается к западу от Солнца переходя на утреннее небо, на котором его можно будет наблюдать только летом 2024 года недалеко от Юпитера.

Для наблюдений загадочной планеты благоприятна вторая половина 2024 года, ввиду того, что Марс стремится к своему противостоянию с Солнцем, которое пройдет 16 января 2025 года.

03 2024 Марс 05-12

Юпитер (-2,1 m): вечером над юго-западным горизонтом.

В марте 2024 года Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овен (1-31). Газовый гигант наблюдается вечером над юго-западным горизонтом.
Противостояние Юпитера в 2024 году наступит 7 декабря 2024 года, поэтому годичная видимость планеты определяется этой датой.
С зимы и до середины мая Юпитер наблюдается на вечернем небе, постепенно уменьшая угловое удаление от Солнца до своего соединения с ним, которое произойдет 18 мая 2024 года.
29 апреля Юпитер перейдет в созвездие Телец и останется в нем до конца года.
Самую большую планету Солнечной системы можно наблюдать практически весь год, за исключением периода соединения с Солнцем.
В марте Юпитер виден на вечернем небе, условия наблюдений благоприятны. Невооруженным глазом планету легко можно найти, благодаря блеску, который уступает лишь Венере. Продолжительность видимости Юпитера определяется широтой местности. Чем южнее пункт наблюдения, тем больше продолжительность видимости Юпитера. Его видимый путь в северных широтах проходит на большой высоте над юго-западным горизонтом.
В телескоп Юпитер наблюдается наиболее четко особенно во время верхней кульминации. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников. Газовый гигант прекрасно наблюдается на вечернем и ночном небе весь январь. В 2024 году Юпитер является ориентиром для поиска планеты Уран.

03 2024 Юпитер

Сатурн (+1,0 m): не наблюдаем. 29 февраля - соединение с Солнцем.

В марте 2024 года Сатурн перемещается по созвездию Водолей (1-31).
29 февраля 2024 года Сатурн прошел соединение с Солнцем, поэтому почти весь март не наблюдается. На фоне утренней зари он появится лишь в конце марта и очень низко над восточным горизонтом, все еще теряясь в солнечных лучах.
В начале года Сатурн наблюдался на фоне вечерней зари. После соединения с Солнцем 29 февраля Сатурн постепенно перейдет на утреннее небо.
Весь 2024 год Сатурн будет находиться в созвездии Водолей, описывая закономерную петлю на фоне звезд летом и осенью. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем до 30 июня, когда достигнет точки стояния и перейдет к попятному движению.
8 сентября 2024 Сатурн в противостоянии Солнцем, после чего, 16 ноября, совершив закономерную петлю, он возвратится к прямому движению и продолжит движение в одном направлении с Солнцем до конца года.
Условия видимости Сатурна в Северном полушарии год от года улучшаются, так как планета постепенно смещается на север вдоль эклиптики. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. К 2025 году кольцо Сатурна постепенно будет приближаться к тому, что мы будем наблюдать его в виде тонкой линии, проходящей через центр видимого диска.

03 2024 Сатурн

Уран (+5,8m): вечером над юго-западным горизонтом.

13 ноября 2023 года Уран прошел противостояние и всю зиму прекрасно наблюдается всю ночь в телескоп. В 2024 году Уран совершит свой путь по созвездиям Овен и Телец.
В марте Уран перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овен (1-31).
Вечерний период видимости продлится до конца апреля, а затем Уран скроется в лучах зари.
13 мая Уран пройдет соединение с Солнцем.
На утреннем небе планету можно будет наблюдать уже в июне.
1 сентября планета сменит прямое движение на попятное и устремится к своему противостоянию 17 ноября 2024 года.
В марте путь планеты проходит на большой высоте над горизонтом, что благоприятно для условий ее поиска с помощью бинокля или телескопа. Условия видимости Урана в средних широтах благоприятны. Хорошим ориентиром для этих поисков будет яркий Юпитер. Уран находится на ночном небе немного левее (восточнее) яркого Юпитера вплоть до близкого соединения этих планет 21 апреля 2024 года, когда Уран и Юпитер будут в полуградусе друг от друга. После этого тесного сближения Уран можно будет легко отыскать уже правее (западнее) яркого Юпитера. Увидеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Уран может быть найден только в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +6m. Спутники Урана в телескоп не видны.

03 2024 Уран 01-12

Нептун (+7,9 m): не наблюдаем. 17 марта в соединении с Солнцем.

Весь 2024 год Нептун находится в созвездии Рыбы, удобным ориентиром для поисков планеты в этом году будет Сатурн, который располагается правее (западнее) Нептуна.
В начале 2024 года планета была видна по вечерам, постепенно исчезая в светлых сумерках в конце февраля и в марте полностью скрывается в солнечных лучах.
17 марта Нептун пройдет точку соединения с Солнцем.
После соединения с Солнцем 17 марта, самую далекую планету Солнечной системы можно будет отыскать на утреннем небе лишь в апреле. В мае и июне Нептун наблюдается в средних широтах на сумеречном небе, а в северных широтах недоступен из-за белых ночей и полярного дня. 3 июля после стояния Нептун сменит движение на попятное. В июле продолжительность видимости планеты начинает быстро увеличиваться, а к концу лета Нептун будет наблюдаться почти всю ночь. 21 сентября самая далекая планета вступит в противостояние с Солнцем.
Нептун может быть найден только в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +8m. Для того, чтобы отыскать Нептун на звездном небе, необходимы звездные карты и, по крайней мере, бинокль, а в телескоп с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе) можно разглядеть диск Нептуна, имеющий голубоватый оттенок. Более отчетливо увидеть диск можно с применением увеличения от 150 крат с диаметром объектива телескопа от 150мм. Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m. Лучшее время для наблюдений Нептуна на территории нашей страны – с августа по ноябрь.

03 2024 7 Нептун

Что можно увидеть в марте в телескоп?

Обладатели телескопа в марте смогут наблюдать в небе:

Двойные звезды: ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов, ι Рака;
Переменные звезды: ζ Близнецов, δ Цефея, β Персея, λ Тельца, β Лиры;
Рассеянные звездные скопления : Ясли (Рак), M35 (Близнецы), h и χ Персея;
Шаровые звездные скопления: М3 (Гончие Псы), М5 (Змея);
Галактики: М81 и М82 (Большая Медведица), М51 и М94 (Гончие Псы), М87 и М104 (Дева).

Вид звездного неба, а также рекомендации по наблюдению светил относятся к средним широтам территории России и соответствуют полуночи середины каждого месяца.

Желаем ясного неба и прекрасных наблюдений!

Автор: Людмила Кошман. Использован материал из Астрономического календаря для школьников на 2023-2024 учебный год и материалы сайта: www.astronet.ru