• Дорогие друзья! Если Вы не смогли дозвониться в информационный центр,   просим обращаться на адреса электронной почты в разделе   "Контакты"
Скрыть

A+ RU
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Астрономический прогноз на Февраль 2024 года

Дата: 25.01.2024
Астрономический прогноз на Февраль 2024 года

Главные события февраля 2024:

8 февраля – день российской науки и 300 лет Российской академии наук!
8 февраля – 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева.
14 февраля – 120 лет со дня рождения Бориса Александровича Воронцова-Вельяминова.

Февральское небо, при условии ясной погоды, порадует яркими зимними созвездиями – Орион, Телец, Большой Пес с блистательным Сириусом. Весь месяц вечернее небо украшает яркий Юпитер. В конце месяца две планеты Меркурий (28 февраля) и Сатурн (29 февраля) окажутся в соединении с Солнцем.

Избранные даты и события февраля 2024 года в астрономии и космонавтике:

2 февраля120 лет со дня рождения, 2 февраля 1904, Валерия Павловича Чкалова - советского летчика, Героя Советского Союза
2 февраля20 лет назад, 02.01.2004, КА «Стардаст» (Stardust) посетил комету 81Р/Вильда (81P/Wild). Миссия «Стардаст» была запущена НАСА к комете 81Р/Вильда 7 февраля 1999 года. 2 февраля 2004 года КА пролетел через кому кометы в 240 км от её ядра и собрал образцы кометной пыли, которые были возвращены на Землю в посадочной капсуле 15 января 2006 года. Также были получены 72 фотоснимка ядра кометы, на которых была видна поверхность, пронизанная плоскодонными впадинами, с отвесными стенами и другими особенностями рельефа, размером до 2 километров в поперечнике.
7 февраля200 лет со дня рождения, 7 февраля 1824, английского астронома Уильяма Хёггинса. Британский астроном известный своими новаторскими работами в области спектроскопии. Занимал пост президента Королевского астрономического общества с 1876 по 1878 год, он прослужил сотрудником Королевского астрономического общества в общей сложности 37 лет, больше, чем любой другой человек.
8 февраля190 лет со дня рождения, 8 февраля 1834, Дмитрия Ивановича Менделеева.
Дмитрий Иванович Менделеев – русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент (по разряду «физический») Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Среди самых известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Автор классического труда «Основы химии». Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам.
Академик Л. Кольдиц: «Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он… Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. И. Менделеева. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств».
8 февраля300 лет Российской академии наук. 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) по распоряжению императора Петра I правительствующий Сенат опубликовал Указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Нынешняя Российская академия наук (РАН) является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук. Российская академия наук воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. Сегодня это государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. РАН призвана выполнять важную миссию обеспечения свободы научного творчества на благо и процветание страны. Будучи высшей научной организацией России, Российская академия наук принимает участие в координации фундаментальных исследований, выполняемых за счёт средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года, в связи с исполняющимся в 2024 году 300-летием РАН, в 2024 году проводятся различные мероприятия, посвященные празднованию 300-летия Российской академии наук.
12 февраля50 лет назад, 12 февраля 1974 года, АМС «Марс-5» вышла на орбиту вокруг Марса. «Марс-5» – советская автоматическая межпланетная станция серии М-73 по программе «Марс» запущенная 25 июля 1973 года в 18:55:48 UTC. Серия М-73 состояла из четырёх АМС четвёртого поколения, предназначенных для изучения планеты Марс.
12 февраля – 45 лет назад, 12 февраля 1979, выведен на орбиту первый океанографический КА "Океан" ("Космос-1076"). Он предназначался для отработки методов получения оперативной информации о Мировом океане. Находившиеся на его борту приборы определяли основные характеристики морской воды, атмосферы и ледяного покрова, интенсивность морского волнения, силу ветра и т.п. Данные, полученные спутником позволили создать первую советскую базу космических данных о Мировом океане.
14 февраля120 лет со дня рождения, 14 февраля 1904, Бориса Александровича Воронцова-Вельяминова – российского астронома, член-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР (1947; после 1966 года член-корреспондент АПН СССР), заслуженный деятель науки РСФСР. В его честь назван астероид (2916) Воронвелия (Voronveliya), открытый 08.08.1978 года в Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных.

Фрагменты из статьи Алины Иосифовны Еремеевой:
«… Борис Александрович Воронцов-Вельяминов – один из самых известных в нашей стране и за рубежом астрофизиков, выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение астрономов, историк и талантливейший популяризатор науки, один из пионеров отечественной астрофизики, а в некоторых областях – и мировой.
… В 1932 г. знаменитый физик Э. Резерфорд высоко оценил его первые работы по физике планетарных туманностей. Туманности стали одним из главных объектов его исследований, где он сделал ряд важных открытий мирового уровня.
… Б. А. Воронцов-Вельяминов с сотрудниками составил и опубликовал пять томов широко известного в мире Морфологического каталога галактик, в который вошло около 35 тысяч объектов (северное и половина южного неба).
… Особое внимание Борис Александрович Воронцов-Вельяминов уделил поиску и классификации взаимодействующих галактик – термин, введенный им для обозначения систем двух или более галактик со следами искажения их структуры, он открыл около 2 тысяч подобных систем.
… Исследуя спектры взаимодействующих галактик, он обнаружил почти у полусотни таких звездных систем вращение и оценил их массы; открыл в большинстве из них обилие газа и доказал, что в них происходит активное звездообразование.
… Борис Александрович первым привлек внимание наблюдателей и к особым, «сейфертовским» галактикам с активными ядрами. Первый в мире Атлас всех известных к тому времени (около сотни) сейфертовских галактик был опубликован им вместе с югославским астрономом Г. Иванишевичем в 1977 г.
… Всемирную известность получила и стала классикой монография Б. А. Воронцова-Вельяминова "Внегалактическая астрономия" (русские издания 1972г. и 1977 г., английский перевод – 1987г.).
…Совершенно особый вклад внес Б. А. Воронцов-Вельяминов в преподавание астрономии в школе и вузах. Первый стабильный школьный учебник по астрономии, написанный им сначала в соавторстве с М.Е. Набоковым (пять изданий 1935 – 1943гг.) в дальнейшем, непрерывно обновляясь, стал знаменитым учебником Б.А. Воронцова-Вельяминова и выдержал около 40 изданий (с 1947 по 1987гг., последнее переиздание в 2001г.). В Академии педагогических наук Борис Александрович возглавил работу большого авторского коллектива над Методикой преподавания астрономии в средней школе (два издания ее вышли в 1973 и в 1985гг) …»

Б. А. Воронцов-Вельяминов за работой в ГАИШ, 1950

ИМЕНА НЕТЛЕННЫЕ СОЗВЕЗДИЙ

Ночи я люблю покров сверкающий,
Звезд ее мерцающих огни.
Свет их всех далекий и блистающий
Не забуду в жизни своей дни.
Млечный Путь, в зените пропадающий
Полюбился с детства как-то мне.
Свет звезды падучей угасающий

С легким ветром тихий звук проносится,
А за ним наступит тишина
И в мозгу отчетливо попросится
Мысль назвать родные имена.

Много есть имен, в груди трепещущих,
Что соткали мира языки -
Разве мало звезд, ночами блещущих
В озареньях Млечныя реки.

Переливы звездные, священные -
Огневые в небе письмена.
Имена их древние, нетленные,
Дали их былые племена.

В небе Ригель, Бетельгейзе рдеющий
Орион и Сириус внизу,
Антарес, как уголь пламенеющий -

Буду помнить сумрак вечереющий,
Трепетанье в небе бликов-свеч,
Бархат неба палевый, темнеющий
И имен созвездий в сердце речь.

Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1923

15 февраля460 лет со дня рождения, 15 февраля 1564, Галилео Галилея. День Г. Галилея (Galileo Day)
15 февраля80 лет со дня рождения, 15 февраля 1944, Александра Александровича Сереброва - летчика-космонавта СССР, порядковый номер 52/110. Герой Советского Союза (1982). Рекордсмен (до 1997 года) по суммарному налёту на станции «Мир» и количеству выходов (10) в открытый космос. Выполнил четыре полета на КК "Союз Т-7"-"Салют-7" (1982), на КК "Союз Т-8" (1983), на КК "Союз ТМ-8"-"Мир" (1989-1990) и "Союз ТМ-17"-""Мир" (1993-1994). Лауреат премии Ленинского комсомола, действительный член РАКЦ. Продолжительность полета - 372 суток 22 часа 53 минуты 49 сек. Число выходов в открытый космос - 10. Продолжительность работ в открытом космосе - 31 час 49 мин.
17 февраля30 лет назад, 17 февраля 1994 года, впервые был открыт спутник у астероида Ида, получивший название Дактиль, в честь мифических демонических существ-лилипутов, обитавших на Крите на горе Ида. Дактиль – первый известный спутник астероида – имеет поперечник около 1,4 км, обращается вокруг Иды с периодом более 1,5 земных суток. Сегодня известно уже около 500 астероидов, вокруг которых обращаются один или несколько спутников.
17 февраля20 лет назад, 17 февраля 2004 года, была открыта карликовая планета «Орк» (90482 Orcus).
22 февраля200 лет со дня рождения, 22 февраля 1824, французского астронома Пьера Жюль Сезар Жансена – члена Парижской Академии наук (1873), члена Лондонского королевского общества (1875), директора обсерватории в Мёдоне. Пьер Жансен составил атлас солнечной поверхности, открыл хромосферу – газовую оболочку Солнца, предложил метод определения химического состава атмосфер различных планет по линиям и полосам поглощения в спектре отраженного от планет солнечного света; попытался таким образом обнаружить водяные пары в атмосфере Марса. Жансен был иностранным членом Петербургской АН, членом Лондонского королевского общества. Парижская АН учредила медаль его имени, а Французское астрономическое общество – премию. В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Пьера Жансена кратеру на видимой стороне Луны.

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).
У Луны указана фаза Ф (0,0+-): Ф = 0,00(новолуние), Ф = 0,50+(первая четверть), 1,00(полнолуние), Ф = 0,50-(последняя четверть); у светил – их звездная величина (+-0,0m)

1 февраля – Луна (Ф= 0,66-) проходит в 1,6° севернее Спики (+1,0m) 12:00
2 февраля – Меркурий в афелии своей орбиты
3 февраля – Луна в фазе последней четверти 01:20
5 февраля – Луна (Ф= 0,29-) проходит в 0,5° севернее Антареса (+1,1m). Покрытие Антареса Луной при видимости в Сибири, на юге Урала 04:00
5 февраля – Меркурий проходит в 1,3° южнее Плутона 15:00
7 февраля – Луна (Ф= 0,07-) проходит в 5° южнее Венеры (-4,0m) 23:00
8 февраля – окончание вечерней видимости Сатурна
8 февраля – Луна (Ф= 0,04-) проходит в 4° южнее Марса 10:00
8 февраля – Луна (Ф= 0,04-) проходит в 2° южнее Плутона 17:00
9 февраля – Луна (Ф= 0,02-) проходит в 3° южнее Меркурия 02:00
10 февраля – новолуние 02:01
10 февраля – Луна (Ф= 0,01+) в перигее своей орбиты на расстоянии 358087 км от Земли 21:51
11 февраля – Луна (Ф= 0,02+) проходит в 1,7° южнее Сатурна 04:00
12 февраля – Луна (Ф= 0,08+) проходит в 0,7° южнее Нептуна. Покрытие Нептуна (+7,9m) Луной при видимости в акватории Тихого океана. В России не видно.
14 февраля – Марс проходит в 1,7° южнее Плутона 08:00
15 февраля – Луна (Ф= 0,36+) проходит в 3° севернее Юпитера (-2,3m) 11:00
16 февраля – Луна (Ф= 0,44+) проходит в 3° севернее Урана (+5,8m) 03:00
16 февраля – Луна в фазе первой четверти 18:02
16 февраля – Луна (Ф= 0,52+) проходит в 0,6° южнее рассеянного звёздного скопления Плеяды (M 45) Из Москвы пара будет видна в вечернем небе с 18:31 мск над южным горизонтом вплоть до 01:30 мск 22:13
17 февраля – Луна (Ф= 0,6+) проходит в 10° севернее Альдебарана (+0,9m) 17:00
17 февраля – Венера (-3,9m) проходит в 2,7° севернее Плутона (+15,2m) 11:00
21 февраля – Луна (Ф= 0,7+-) проходит в 1,6° южнее Поллукса (+1,2m) 03:00
22 февраля – Венера (-3,9m) проходит в 0,6° севернее Марса (+1,3m), видимого в телескоп 10:00
23 февраля – окончание утренней видимости Венеры (-3,9m)
22 февраля – Луна (Ф= 0,95+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44)
24 февраля – Луна (Ф= 1,0) проходит в 3° севернее Регула (+1,4m) 05:00
24 февраля – полнолуние 15:25
25 февраля – Луна (Ф= 0,99-) в апогее своей орбиты на расстоянии 406314 км от Земли 18:01
28 февраля – Меркурий в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем
28 февраля – Меркурий проходит в 2° южнее Сатурна 17:00
28 февраля – Луна (Ф= 0,86-) проходит в 1,5° севернее Спики (+1,0m) 19:00
29 февраля – Сатурн в соединении с Солнцем 00:00
29 февраля – окончание видимости Нептуна

Звездное небо февраля

На юго-западе высоко располагаются Близнецы и Малый Пес и невыразительный Единорог, немного к востоку от Близнецов заметен Рак, ниже которого начинается растянувшаяся далеко на юго-восток Гидра. У самого горизонта сияет великолепный Сириус (α Большого Пса; -1,46m), красивое зимнее созвездие Орион, а правее него сияет Альдебаран (α Тельца) и великолепные Плеяды.

Высоко в восточной области неба Большая Медведица приближается к зениту, под ней находятся созвездия Гончие Псы, Волопас и Северная Корона, левее которых, в северо-восточной стороне, поднимаются созвездия Геркулес и Лира, а над ними – Голова Дракона.

Небольшой стих, который, к слову, используют при подготовке космонавтов в ЦПК, поможет легко обнаружить на небе созвездия Медведиц, Дракона и Лиры:

Полз Дракон своей дорогой.
                         Вдруг увидел чьи-то ноги!
                         То, беседуя друг с другом,
                         Шли Медведицы по кругу.
                         Чтоб назад не возвращаться,
                         Стал меж ними извиваться.
                         Вдруг затормозил с разбегу –
                         Это он увидел Вегу!
                         Ярче всех в вечернем мире
                         Голубая Вега в Лире!
                         Красотою поражен
                         Так и замер наш Дракон!

Невысоко над северной стороной горизонта расположен Цефей, левее его – Кассиопея и правее, у самого горизонта, Лебедь. На северо-западе видны созвездия Телец и Возничий, правее которых созвездие Персей, а под ним склоняется к горизонту созвездие Андромеда. На западе расположился Овен и заходящие созвездия Рыбы и Кит.

На юге расположен Лев с его главной звездой Регул (α Льва; +1,35m), восточнее из-за горизонта восходит ромбовидное созвездие Дева с яркой голубоватой звездой Спика (α Девы; +1,04m), левее и выше Девы видно созвездие Волопас с яркой оранжевой звездой Арктуром (α Волопаса; -0,05m).

Солнце

Солнце движется по созвездию Козерог до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолей. В феврале продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов.

Февраль – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные).

Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить только с применением фильтра. Берегите глаза!

Луна

21 февраля – Луна (Ф= 0,70+-) проходит в 1,6° южнее Поллукса (+1,2m) 03:00
24 февраля – Луна (Ф= 1,0) проходит в 3° севернее Регула (+1,4m) 05:00
28 февраля – Луна (Ф= 0,86-) проходит в 1,5° севернее Спики (+1,0m) 19:00

Планеты

Сближения планет в феврале 2024 года:

2 февраля – Меркурий в афелии своей орбиты
5 февраля – Меркурий проходит в 1,3° южнее Плутона 15:00
8 февраля – окончание вечерней видимости Сатурна
12 февраля – покрытие Нептуна (+7,9m) Луной при видимости в акватории Тихого океана. В России не видно.
14 февраля – Марс проходит в 1,7° южнее Плутона 08:00
17 февраля – Венера (-3,9m) проходит в 2,7° севернее Плутона (+15,2m) 11:00
23 февраля – окончание утренней видимости Венеры (-3,9m)
28 февраля – Меркурий в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем
28 февраля – Меркурий проходит в 2° южнее Сатурна 17:00
29 февраля – Сатурн в соединении с Солнцем 00:00
29 февраля – окончание видимости Нептуна

Видимость планет в феврале 2024:

Вечером:

Уран в созвездии Овен (1-29).
Юпитер в созвездии Овен (1-29).
Нептун в созвездии Рыбы (1-29).
Сатурн в созвездии Водолей (1-29). Наблюдается вечером первую половину февраля. 29 февраля – Сатурн в соединении с Солнцем.

Утром:

Венера в созвездиях Стрелец (1-16), Козерог (17-29).

Не наблюдаемы, прячутся в лучах Солнца:

Меркурий в созвездиях Стрелец (1-4), Козерог (5-21), Водолей (22-29). 28 февраля – Меркурий в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем.
Марс в созвездии Стрелец (1-12), Козерог (13-29). После соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс пока прячется в лучах солнечной зари.

Условия видимости планет в феврале 2024 года:

Обозначение у светил: звездная величина (+-0,0m).

Меркурий (от -0,3 m до -1,7 m ): в начале месяца утром у горизонта на юго-востоке.
Меркурий в феврале движется по созвездиям Стрелец (1-4), Козерог (5-21), Водолей (22-29) в одном направлении с Солнцем сближаясь с ним к концу месяца. В начале февраля Меркурий имеет утреннюю видимость и наблюдается у горизонта на юго-востоке перед восходом Солнца, но лучшая видимость планеты лишь в южных широтах страны. 8 февраля 2024 года близ Меркурия пройдет Луна. Быструю планету можно наблюдать на фоне утренней зари. Элонгация планеты Меркурий за месяц уменьшается от 18 до 2 градусов к западу от Солнца. 28 февраля Меркурий пройдет верхнее соединение с Солнцем перейдет на вечернее небо.

Конфигурации Меркурия в 2024 году:

2 января - стояние к прямому движению
26 ноября - cтояние к попятному движению
6 декабря - нижнее соединение с Солнцем
15 декабря - cтояние к прямому движению
25 декабря - утренняя (западная) элонгация 22 градуса

Венера (-3,9 m ): видна на утреннем небе низко на юго-востоке.

В феврале Венера движется по созвездиям Стрелец (1-16), Козерог (17-29) в одном направлении с Солнцем. Планета восходит задолго до рассвета, имея очень высокий блеск и поднимаясь далее на большую высоту над горизонтом. В период утренней видимости до начала лета имеет место весьма малый угол между горизонтом и эклиптикой. Тем не менее, наблюдениям планеты в средних и северных широтах страны благоприятствует то, что Венера видна и днем, планету можно увидеть днем (в первой половине дня) невооруженным глазом, благодаря ее яркости.
7 февраля 2024 года близ Венеры пройдет Луна.
В телескоп Венера видна в виде полудиска, который постепенно переходит в овал и полный диск к верхнему соединению с Солнцем. Всю зиму и весну планета будет сближаться с Солнцем, постепенно уменьшая угловое расстояние до него, до своего верхнего соединения с ним 4 июня 2024 года. После чего Венера постепенно перейдет на вечернее небо.

Марс (+1,3 m): не наблюдаем.

Марс в феврале не наблюдаем, после соединения с Солнцем он пока прячется в лучах солнечной зари. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрелец, 13 февраля переходя в созвездие Козерог. Марс с трудом можно найти очень низко над юго-восточным горизонтом на фоне утренней зари. 8 февраля близ Марса пройдет Луна.
После своего соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс постепенно смещается к западу от Солнца переходя на утреннее небо, на котором его можно будет наблюдать только летом 2024 года недалеко от Юпитера.
Вторая половина 2024 года благоприятна для наблюдений загадочной планеты, ввиду того, что Марс стремится к своему противостоянию с Солнцем, которое произойдет 16 января 2025 года.

Юпитер (-2,2 m ): вечером над юго-западным горизонтом.

В феврале 2024 года Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овен (1-29). Газовый гигант наблюдается вечером над юго-западным горизонтом.
Противостояние Юпитера в 2024 году наступит 7 декабря 2024 года, поэтому годичная видимость планеты определяется этой датой.
С зимы и до середины мая Юпитер наблюдается на вечернем небе, постепенно уменьшая угловое удаление от Солнца до своего соединения с ним, которое произойдет 18 мая 2024 года.
29 апреля Юпитер перейдет в созвездие Телец и останется в нем до конца года.
Самую большую планету Солнечной системы можно наблюдать практически весь год, за исключением периода соединения с Солнцем.
В феврале Юпитер зимой виден на вечернем небе, условия наблюдений благоприятны. Невооруженным глазом планету легко можно найти, благодаря блеску, который уступает лишь Венере. Продолжительность видимости Юпитера определяется широтой местности. Чем южнее пункт наблюдения, тем больше продолжительность видимости Юпитера. Его видимый путь в северных широтах проходит на большой высоте над юго-западным горизонтом.
15 февраля 2024 года близ Юпитера пройдет Луна. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 40” до 36,4” при блеске около -2m.
В телескоп Юпитер наблюдается наиболее четко особенно во время верхней кульминации. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников. Газовый гигант прекрасно наблюдается на вечернем и ночном небе весь январь. В 2024 году Юпитер является ориентиром для поиска планеты Уран.

Сатурн (+1,0 m ): вечером низко над юго-западным горизонтом.

В феврале 2024 года Сатурн перемещается по созвездию Водолей (1-29). Наблюдается первую половину февраля вечером низко над юго-западным горизонтом, постепенно теряясь в солнечных лучах. В начале года Сатурн наблюдается на фоне вечерней зари, а затем скрывается в лучах заходящего Солнца, чтобы после соединения с Солнцем перейдет на утреннее небо.
29 февраля 2024 года Сатурн пройдет соединение с Солнцем, а на фоне утренней зари он появится лишь в марте.
Весь 2024 год Сатурн будет находиться в созвездии Водолей, описывая закономерную петлю на фоне звезд летом и осенью. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем до 30 июня, когда достигнет точки стояния и перейдет к попятному движению.
8 сентября 2024 Сатурн пройдет точку противостояния, после чего, 16 ноября, совершив закономерную петлю, Сатурн возвратится к прямому движению и продолжит движение в одном направлении с Солнцем до конца года.
Условия видимости Сатурна в Северном полушарии год от года улучшаются, так как планета постепенно смещается на север вдоль эклиптики. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. К 2025 году кольцо Сатурна постепенно будет приближаться к тому, что мы будем наблюдать его в виде тонкой линии, проходящей через центр видимого диска.

Уран (+5,8 m ): вечером над юго-западным горизонтом.

13 ноября 2023 года Уран прошел противостояние и всю зиму прекрасно наблюдается всю ночь в телескоп. В 2024 году Уран совершит свой путь по созвездиям Овен и Телец.
В феврале Уран перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овен (1-29).
Вечерний период видимости продлится до конца апреля, а затем Уран скроется в лучах зари.
13 мая Уран пройдет соединение с Солнцем.
На утреннем небе планету можно будет наблюдать уже в июне.
1 сентября планета сменит прямое движение на попятное и устремится к своему противостоянию 17 ноября 2024 года.
Зимой путь планеты проходит на большой высоте над горизонтом, что благоприятно для условий ее поиска с помощью бинокля или телескопа. Условия видимости Урана в средних широтах благоприятны. Хорошим ориентиром для этих поисков будет яркий Юпитер. Уран находится на ночном небе немного левее (восточнее) яркого Юпитера вплоть до близкого соединения этих планет 21 апреля 2024 года, когда Уран и Юпитер будут в полуградусе друг от друга. После этого тесного сближения Уран можно будет легко отыскать уже правее (западнее) яркого Юпитера. Увидеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Уран может быть найден только в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +6m. Спутники Урана в телескоп не видны.

Нептун (+7,9 m): вечером низко над юго-западным горизонтом.

Весь 2024 год Нептун находится в созвездии Рыбы, удобным ориентиром для поисков планеты в этом году будет Сатурн, который располагается правее (западнее) Нептуна.
В начале 2024 года планета видна по вечерам, исчезая в светлых сумерках в конце февраля.
После соединения с Солнцем 17 марта, самую далекую планету Солнечной системы можно будет отыскать на утреннем небе в апреле. В мае и июне Нептун наблюдается в средних широтах на сумеречном небе, а в северных широтах недоступен из-за белых ночей и полярного дня. 3 июля после стояния Нептун сменит движение на попятное. В июле продолжительность видимости планеты начинает быстро увеличиваться, а к концу лета Нептун будет наблюдаться почти всю ночь. 21 сентября самая далекая планета вступит в противостояние с Солнцем.
Нептун может быть найден только в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +8m. Для того, чтобы отыскать Нептун на звездном небе, необходимы звездные карты и, по крайней мере, бинокль, а в телескоп с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе) можно разглядеть диск Нептуна, имеющий голубоватый оттенок. Более отчетливо увидеть диск можно с применением увеличения от 150 крат с диаметром объектива телескопа от 150мм. Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m. Лучшее время для наблюдений Нептуна на территории нашей страны – с августа по ноябрь.

Что можно увидеть в феврале в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды: ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов, ι Рака, θ Ориона, θ Тельца, η Персея;
переменные звезды: ζ Близнецов, δ Цефея, β Персея, λ Тельца, β Лиры;
рассеянные звездные скопления: Ясли (Рак), M35 (Близнецы), Плеяды (Телец), h и χ Персея;
шаровые звездные скопления: М3 (Гончие Псы);
туманности: М1 в созвездии Телец, М42 в созвездии Орион;
галактики: М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М51 и М94 в созвездии Гончие Псы.

Вид звездного неба, а также рекомендации по наблюдению светил относятся к средним широтам территории России и соответствуют полуночи середины каждого месяца.

Желаем ясного неба и прекрасных наблюдений!

Автор: Людмила Кошман. Использован материал из Астрономического календаря для школьников на 2023-2024 учебный год и материалы сайта: www.astronet.ru