• Дорогие друзья! Если Вы не смогли дозвониться в информационный центр,   просим обращаться на адреса электронной почты в разделе   "Контакты"
Скрыть

A+ RU 
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Новости

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться
Новости

Магия витражей Московского Планетария

Дата: 20.09.2016

Если вы пришли в Планетарий сегодня, то у вас есть возможность купить билет на выбранный сеанс в Большой Звездный зал и предварительно прослушать экскурсию в музее Урании, или посетить интерактивный музей Лунариум, или совершить захватывающее путешествие в 4D-кинотеатре. А когда-то, до реконструкции в Планетарии посетители попадали в просторное фойе, где стояли большие напольные глобусы – лунный, земной и небесный, и располагалась книжная лавка с научно-популярной литературой. Дневной свет освещал фойе сквозь четыре огромных окна высотой во всю стену, и окна были покрыты росписью…

Колумб и Магеллан
На изображении: портреты Христофора Колумба и Фернана Магеллана с датами жизни.

Надписи: Начало первого путешествия Колумба 3 августа 1492 года. Открытие Америки Колумбом 12 октября 1492 года.

Начало кругосветного путешествия Магеллана 20 сентября 1519 года.

Окончание первого кругосветного путешествия 8 сентября 1522 года.

Цитаты: «Рамки старого мира были разбиты, только теперь, собственно, была открыта Земля». (Фр. Энгельс)

Дайте мне эскадру, и я с востока объеду весь земной шар (Ф. Магеллан).

В центре — карта путешествий, изображения каравелл и фрегатов, сцены морской жизни и корабельные принадлежности. Наверху — изображения армиллярной сферы (древнего астрономического инструмента для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил).

Н. Коперник
На изображении: портрет и даты жизни Николая Коперника, польского астронома, математика, автора гелиоцентрической системы мира, которая положила начало первой научной революции.

Надписи: «Земля не является центром мира. Центр мира, надо полагать в Солнце, вокруг которого движутся все планеты и в их числе Земля». (Н. Коперник).

В центре — модель гелиоцентрической системы мира.

Внизу изображения: Коперник наблюдает звёздное небо; Коперник перед смертью в окружении друзей видит первое издание своего главного труда «О вращении небесных сфер».

Внизу цитата: «Революционным актом, которым естествознание заявило о своей независимости, было издание бессмертного творения Коперника». (Фр. Энгельс).

Галилей
На изображении: портрет и даты жизни Галилео Галилея.
В центре – рисунок Галилея — изображение Луны.

Галилей демонстрирует свою ночезрительную трубу на площади во Флоренции;

Галилей перед судом инквизиции.

Наверху изображения телескопа-рефлектора, конструкции Галилео Галилея.

Ньютон
На изображении: портрет и даты жизни Исаака Ньютона. Справа — сцена: Ньютон размышляет, сидя под деревом, перед ним формула закона всемирного тяготения. В центре — схема демонстрации влияния Луны на приливы и отливы на Земле. Внизу: Ньютон ставит опыт по разложению луча белого света в спектр. Вверху – изображения зеркального телескопа-рефлектора, изобретения Ньютона.
Слово витра́ж происходит от французского vitre — оконное стекло. Этот вид искусства зародился около тысячи лет назад. Картины из цветного стекла, рассчитанные на сквозное освещение, предназначались для заполнения оконного проёма. Изначально витражи использовались в готических соборах и храмах, символизируя духовную и мирскую жизнь. До России мода на витражи дошла в 1820-е годы, их стали называть тогда «транспарантными картинами» от transparent — прозрачный. После нескольких периодов взлёта и упадка в советской архитектуре лишь к 1930-м годам вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые относились уже к совсем другой эпохе — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

фойе фойе_2

Если вы бывали в Московском Планетарии, то, конечно, обратили внимание на фрагменты семи старых витражей, расположенных по периметру первого этажа музея Урании. Сейчас — это музейные экспонаты, но тридцать лет назад они использовались по прямому назначению как витражные картины в четырёх больших окнах фойе Планетария. Мы решили расспросить о них Фаину Борисовну Рублёву, научного директора Московского Планетария, которая работает в нём почти 40 лет.

— Фаина Борисовна, мы знаем, что вы пришли в Планетарий молодым специалистом. Вы помните эти витражи?

Конечно, помню. Однако, эти витражи появились позже, а в конце семидесятых окна фойе Планетария украшали тематические картины. Это была роспись по стеклу, которую подсвечивал дневной свет. Изображения посвящались Копернику, эпохе Великих географических открытий – путешествиям Христофора Колумба и Фернана Магеллана, Галилео Галилею и Исааку Ньютону. Купив билеты, посетители через центральный вход попадали в фойе Планетария. Если оставалось время до начала сеанса, можно было познакомиться с научно-популярной литературой в небольшом книжном киоске, изучать большие глобусы — лунный, земной и звёздный. И все посетители неизменно обращали внимание на оконные изображения. Они невольно притягивали взгляд и наводили на размышления о том, как развивались представления людей об окружающем мире, о природе Земли и неба; о роли Великих географических открытий в познании нашей планеты. Они давали возможность узнать имена великих ученых и их вклад в развитие представлений об устройстве мироздания. Обрамления изображений состояли из классических орнаментов и виньеток (так в старину украшали звездные атласы и карты). В углах помещались изображения астрономических инструментов и телескопов разных конструкций. Благодаря дневному свету, который подсвечивал эти изображения, они выглядели очень эффектно. Со временем краски выцветали, начинали преобладать бежево-голубоватые оттенки, и изображения словно приобретали патину старины.

Цветов проводит экскурсию — Когда появились в Планетарии эти изображения? Кто их автор?

Сейчас это определить, к сожалению, уже невозможно. Но по фотографиям прошлых лет можно установить какие-то временные вехи. Вот, например, на фото запечатлен момент посещения Планетария Вьетнамской делегацией во главе с президентом Хо Ши Мином. Заслуженный сотрудник Планетария Рувим Ильич Цветов проводит экскурсию в фойе, и на заднем плане видно одно из четырех тематических изображений. Это происходило в 1960 году, значит, оконные изображения уже были.

— в какой момент было принято решение поменять роспись окон на витражи?

Скорее всего, это произошло в период подготовки к IX Международному конгрессу Директоров планетариев, который состоялся в 1987 году. Прошло время, изменилась концепция: необходимо было отразить наиболее значимые события в изучении и освоении космоса, а также отдать дань уважения людям, сыгравшим большую роль в истории освоения космического пространства. Отсюда и тематика новых витражей: запуск в космос спутников и ракет, первый полет человека, героические личности учёных и конструкторов: В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, Д.И. Менделеева, С.П. Королева, И.В. Курчатова. Частично эти фрагменты можно видеть сегодня в музее Урании.

— Какую роль и задачу выполняли эти витражи и изображения? Они были просто элементами оформления фойе или их использовали во время экскурсий? До какого времени они сохранялись?

Всегда хотелось видеть фойе Московского Планетария красиво оформленным, и идей по его дизайну было много. Между этапом росписи окон по стеклу и витражами были ещё изображения тёмно-синего цвета со звёздной символикой, от них ничего не сохранилось — ни фото, ни фрагментов. Но любое оформление всегда преследовало главную цель и основную задачу Планетария: популяризацию науки и привлечение внимания людей всех возрастов к удивительному миру звёзд.


Сегодня перед просмотром программы в Большом Звёздном зале наши посетители могут послушать обзорную экскурсию по истории Планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной. Фрагменты исторических витражей, созданных по эскизам и рисункам художников, удачно дополняют экспозицию. Но время не стоит на месте, и витражная традиция продолжается сегодня на новом технологическом уровне. Второй этаж музея Урании украшает витражная экспозиция, представляющая глубины безграничного Космоса. Огромные лайт-боксы погружают в мир туманностей, галактик и звездных скоплений. Благодаря уникальным фотографиям, полученным с помощью космического телескопа им. Хаббла, бесконечная Вселенная становится ближе. Красочные изображения объектов глубокого космоса будоражат воображение посетителей, как и панорама нашего звёздного города – галактики «Млечный путь». Эти удивительные картины природы заставляют снова и снова задумываться о тайнах и загадках возникновения Вселенной и законах её существования, о появлении жизни и разума на Земле.

Последние новости

Наш сайт использует cookies. Продолжая, вы соглашаетесь на хранение файлов cookies.OK