• Дорогие друзья! Если Вы не смогли дозвониться в информационный центр,   просим обращаться на адреса электронной почты в разделе   "Контакты"
Скрыть

A+ RU 
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Новости

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться
Новости

Космонавт № 0

Дата: 13.04.2016

Кем может стать мальчик, виртуозно играющий на виолончели, увлеченно занимающийся боксом и мечтающий быть летчиком? Герой России Сергей Иванович Нефедов почти 10 лет работал испытателем, принимал участие в нескольких экспериментах, в том числе в барокамере на высоты 32 и 37 км, в отрабатывании ситуации взрывной декомпрессии, по пребыванию под воздействием 8-кратной силы тяжести в течение 17 минут и под воздействием 12-кратной силы тяжести в течение почти 3 минут. В эксклюзивном интервью Московскому Планетарию Сергей Иванович Нефедов рассказал о рискованных экспериментах, азарте и особенностях необычной профессии.

О рискованных экспериментах и перегрузках

Самый серьезный, самый рискованный, на мой взгляд, – это эксперимент, связанный с перегрузками. Неважно, кто вы - мужчина или женщина, академик или двоечник – сила притяжения действует на каждого одинаково. Я прошел сотни экспериментов для отработки различных параметров по нахождению в космосе – это и стандартный выход в космос на ракете, когда растут так называемые штатные перегрузки, это уход с орбиты, когда корабль входит в плотные слои атмосферы. Штатные перегрузки – это перегрузки в пределах определенных значений, которые, как принято, считать, человек более-менее переносит. А бывают нештатные перегрузки, когда они колоссально растут, например, баллистические спуски. Штатные перегрузки при выходе и уходе корабля могут достигать 6, 7 и, на короткий период, 8 единиц, то есть восьмикратное увеличение вашего веса, или, если говорить научно, – массы.

О том, кто может стать космонавтом и почему

Будущие космонавты проходят все виды отбора, и у них может быть все хорошо, но в любом случае заключительный этап – это физиология перегрузок. Как это происходит? Сначала космонавтам дают небольшие перегрузки – 4 или 6 единиц, но в зачет идут две другие – 8-кратная и 10-кратная. Будущий космонавт должен ее выдержать в течение 60 секунд на центрифуге. Что значит выдержать? Показатели телеметрии – дыхание, частота пульса и т.д. - должны уложиться в нормативы. Два дня даются на отдых – и новая перегрузка, уже 10-кратная. Если вы весите 70 кг, то при 10-кратной перегрузке вы будете весить 700 кг, почти тонна, как автомобиль! Вот на этой перегрузке надо удержаться 20 секунд. Такие перегрузки в реальной жизни бывают, когда корабль входит в плотные слои.

Вопрос идеального здоровья относителен. Вот представьте себе: стоят две березы. Одна тонкая, красивая, ровная, вертикальная, она дает березовый сок. И рядом стоит береза, но только наклонная, все абсолютно то же самое – красота, тонкость, тот же березовый сок. Но когда я вас отбираю, исходя из того что среда для работы будет экстремальная и очень ветреная, то шанс упасть у березы под наклоном гораздо больше. Говорить что испытатели и космонавты - это суперлюди, слишком эмоционально. Это нормальные люди, которые соответствуют определенным нормам. Сегодня можно сказать, что испытания, которые проходили первые космонавты, были избыточными. Это и жарокамеры, барокамеры, сурдокамеры – где ты находишься в полной тишине. С советских времен критерии отбора существенно изменились. К примеру, раньше человеку, который носил очки, путь в космос был закрыт, а сейчас это допускается. На самом деле, все могут, надо только верить в себя.

О мировых достижениях, которые не принято называть «рекордами»

У ребят-испытателей, которые работали закрыто, секретно, то есть их вообще как бы не существовало, такого понятия как «рекорд» не было. На это слово чисто интуитивно было табу. Потому что как только в твоей работе появляется слово рекорд, ты обязательно сорвешься, не выполнишь задачу. Мы использовали понятие «мировое достижение». Для испытателя главное найти не просто пороговые значения, а поисковые значения, найти резервные человеческие возможности и понять, какие можно делать конструктивные изменения и улучшения в оборудовании. Это потрясающий поиск.

Слово патриотизм вообще не звучало. Все были заточены на героизм, на победу, на подражание. Первый спутник ушел от нас, первый человек в космос полетел от нас. В России всегда русские что-то нарушали и благодаря этому чего то достигали.

Сергей Иванович Нефедов проработал на 8-кратной нагрузке 17 минут - в это никто не верил ни в нашей стране, ни в мире. На 10-кратной нагрузке – 7 минут вместо 20 секунд, а на катастрофической перегрузке в 12 единиц – 2 минуты 45 секунд. Эти значения опасны для любого живого существа, поскольку может случиться непоправимое. Еще есть один аспект – те, кто за тебя отвечает – не только инженерный, но и медицинский персонал были в полуобморочном состоянии.

Об особенностях профессии

На здоровье работа испытателем, конечно, сказывается, но по-разному. Хотя ты всегда мог уйти, если надорвался. Мы работали без определенного графика: можно было сегодня уйти из дома на работу и вернуться только через полгода. Это как наркотик. Азарт. Все это в совокупности толкает на величайшие достижения. Когда ты востребован, ты это чувствуешь, чувствуешь и радость, и ответственность и хочешь двигаться дальше. Чувство окрыляющее.

Например, очень быстро было установлено, что невесомость для человека несет самые негативные последствия. Из бытия в космосе это самое страшное.   Организм попадает в другую сферу работы: в невесомости вы превращаетесь в массу. Кровообращение начинает работать по малому кругу, кровь усиленно приливает к голове, к мозгу. Лицо становится опухшим, одутловатым, постоянно мучает дискомфорт от морской болезни, ведь невесомость – это чувство постоянного падения. Именно поэтому поначалу космонавтов обычно не показывали первые двое суток. Но мозг, как только чувствует, что он испытывает давление, то дает команду на сброс давления. Оно начинает сбрасываться естественным образом – вас начинает покидать жидкость. И, таким образом, может дойти до необратимого состояния.

Человеку нужно было научиться жить в невесомости, и наши эксперименты были направлены на изучение саморегуляции и поведения организма в таких условиях. На Земле воспроизвести невесомость почти невозможно – только на самолете, что страшно затратно и не очень эффективно, и в гидросреде. Вот там эффект даже жестче, чем в реальной невесомости.

Гагарин один оборот прошел вокруг Земли – доказали, что можно жить, можно даже покушать. Потом начала длительность полетов нарастать: Титов прошел сутки, Николаев и Севастьянов пробыли 19 суток.

О страхах и преодолении

Когда выходишь на нагрузки, то происходят удивительные вещи.   Когда работаешь на 12-й или 10-й единице, у тебя мир иной. Это трудно передать. Мы об этом боялись писать и никогда не писали, поскольку нас бы сразу сочли сумасшедшими. Мы все это видели: фантастические описания, уходящие конусы, видения образов. Ты это ощущаешь и фиксируешь в глубине непознанного сознания. При работе на больших перегрузках появляется нечто, что описать нельзя, воспроизвести нельзя, несуществующее, невесомое, но твой образ, он перед тобой. Он тебе как будто говорит «Можно, можно», и ты работаешь как будто под его руководством, на автомате.

Юрий Алексеевич Гагарин меня как-то спросил: «Сереж, скажи честно – страшно?». Я, комсомолец, принялся ему было отвечать залихватски: «Юрий Алексеевич, нам, комсомольцам Советского Союза»… Но соврать я ему, конечно, не мог и рассказал, что действительно страшно. Как ребенок в темной комнате: преодолел или не преодолел. Он засмеялся и говорит мне: «Сережа, запомни, страшно всем, но страх – такая великая движущая сила, ты себе не представляешь! Не преодолеешь эту черту, в состоянии трусости ты парализован, ты убьешь все – и ракету, и коллектив, и бригаду, и себя. Наша задача преодолевать и достигать».

Беседовала Юлия Ким

Последние новости

Наш сайт использует cookies. Продолжая, вы соглашаетесь на хранение файлов cookies.OK