• Уважаемые посетители! По распоряжению Мэра Москвы Сергея Собянина в эти выходные в Москве отменены все спортивные, культурные и другие массовые мероприятия. В связи со сложившейся ситуацией Московский Планетарий будет закрыт в предстоящие выходные 23-24 марта. Билеты, приобретенные онлайн, будут возвращены автоматически. Билеты, приобретенные в кассах Планетария, подлежат возврату 25, 27, 28 и 29 марта в рабочие часы Планетария. Выражаем искренние соболезнования близким погибших и пострадавших в Crocus City Hall.
Скрыть

A+ RU 
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Новости

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться
Новости

Дмитрий Вибе: астрономы не сидят у телескопов, не празднуют День астрономии и ищут способы установить контакт с внеземной жизнью

Дата: 23.04.2015

Накануне Дня астрономии Московский Планетарий побеседовал с доктором физико-математических наук, заведующим отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрием Вибе

Московский Планетарий (МП): 23 апреля День астрономии. Как астрономы отмечают этот праздник?

Дмитрий Вибе (ДВ) Профессиональные – никак. Я рискну предположить, что многие даже не знают о его существовании. Просто День астрономии – это, скажем так, событие, которое имеет отношение к любительской астрономии. А любительская астрономия и профессиональная довольно сильно отличаются друг от друга. Любители астрономии – это люди, которым просто нравится смотреть на звездное небо и фотографировать некоторые объекты. Это сложно и требует высокой квалификации, но при этом необязательно понимать, что ты сфотографировал.

МП: Как часто астрономы смотрят на небо и видят ли они там нечто такое, чего не видят обычные люди?

ДВ: Посмотреть на небо в телескоп, чтобы просто полюбоваться чем-то - это сугубо индивидуальное желание. Я думаю, что среди астрономов-профессионалов этим интересуется такая же доля, как и среди обычных людей. Профессиональные астрономы никакого отношения не имеют к наблюдению за небом глазом. Профессиональные наблюдения выполняются телескопом, который стоит непонятно где, а то и в космосе летает - профессиональный наблюдатель к нему близко никогда не подходит.

МП: Получается, что профессионалы больше занимаются математическими и физическими расчетами?

ДВ: Да, и это колоссальное разочарование, которое испытывают очень многие молодые люди, которые приходят в профессиональную астрономию. Они думают, что они будут смотреть красивые картинки, а им говорят – математику учи, физику, программирование, английский. На небо смотреть – да, в свободное время, как досуг, но не профессия. То, что я делаю руками, как профессиональный астроном - это физика, математика, программирование, моделирование ситуаций, обработка наблюдений.

МП: Если астрономы сами не сидят у телескопа, как наблюдают небо?

ДВ: Есть три пути получения результатов наблюдений. Первый - когда у человека есть персональный доступ на какой-то инструмент, и он на этом инструменте по своей программе наблюдает. Второй - когда человек заказывает время на телескопе, и для него проводятся наблюдения. Может проводить кто-то другой, не он сам, и результат получает через Интернет. Третий - архивы. Если я составил заявку, придумав какую-то идею, и отправил ее, - по моей заявке проводятся наблюдения, и результаты передаются мне на год. Если я за год никакого гениального открытия не сделал, результаты наблюдений по моей заявке передаются в открытый доступ. Это своего рода библиотека астрономов. Их несколько, они достаточно крупные, и в них можно по параметрам участка неба подобрать наблюдения, которые уже были проведены.

МП: Какая тема наиболее интересна в настоящий момент для профессиональных астрономов?

ДВ: Сейчас, конечно, одна из самых модных тем – это экзопланеты. Это планеты у других звезд. Их недавно открыли, и сейчас в этой области много шансов увидеть что-то новое. Даже телескопы запускают именно для исследования экзопланет.

МП: Есть версия, что именно на экзопланетах могут существовать некие формы жизни. Так ли это?

ДВ: Да. Но мы можем допускать все что угодно. Про подавляющее большинство экзопланет мы на сегодняшний день знаем только то, что они есть. Мы не знаем условия их поверхности, химического состава. Нам известна масса, может быть, размер, а дальше начинаются фантазии: если экзопланета находится на определенном расстоянии от звезды, значит, там определенная температура и определенные физические условия. Химический состав определен только у очень узкого класса планет, которые называются «горячие Юпитеры». Это планеты типа Юпитера, только они ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу, соответственно жизни на них нет, но их относительно удобно наблюдать. Про остальные планеты мы можем только догадываться.

МП: Насколько велика вероятность того, что человечество с помощью средств и усилий освоит другие планеты и сделает их пригодными для проживания?

ДВ: Тут есть несколько аспектов. С сегодняшними нашими технологиями мы не можем сделать ничего, даже просто туда полететь. Если собраться силами всех космических держав мира, можно слетать на Марс. Слетать, воткнуть флаг и улететь – это наш современный технологический уровень. Если учитывать сроки полета, радиацию, вес защиты – оборудование должно подразумевать сборку на орбите. Целесообразность таких экспедиций очень отдаленная. Солнце через 2 млрд. лет сделает Землю непригодной для жизни. Если мы предполагаем для человечества вечное существование, то мы с Земли должны будем уйти - у нас выхода другого нет. Такая задача перед нами будет стоять. Нескоро. И, может, нет смысла сейчас, из последних сил придумывать решение для этой проблемы.

МП: Мы можем с уверенностью говорить, что жизни на других планетах не существует?

ДВ: Не можем, потому что, во-первых, на некоторых телах Солнечной системы есть условия, в принципе, пригодные для существования жизни, хотя бы примитивных микроорганизмов. С другой стороны, мы на Земле узнаем о множестве микроорганизмов, которые живут в условиях, совершенно неожиданных: высокая кислотность, щелочные среды, отсутствие воздуха, высокие температуры. Мы, сидя на Земле, постепенно расширяем представления о тех условиях, в которых жизнь может существовать, и мы видим, что в Солнечной системе такие условия есть. Уверенно сказать, что нигде ничего нет, мы не можем. Конечно, это не зеленые человечки, а жизнь на уровне микроорганизмов. С учетом разнообразия жизни во Вселенной, если мы какую-нибудь малюсенькую окаменевшую бактерию найдем в Марсе, это будет означать, что жизни во Вселенной полно. Другое дело как с ней контакт установить.

Беседовала Юлия Ким

Последние новости

Наш сайт использует cookies. Продолжая, вы соглашаетесь на хранение файлов cookies.OK