Великие умы: Джузеппе Пиацци

Дата: 19.07.2017

В списке первооткрывателей космических объектов видное место занимает Джузеппе Пиацци, открывший карликовую планету Цереру.

Джузеппе Пиацци 1746-1826

Джузеппе Пиацци родился 16 июля 1746 года. В опубликованных биографиях астронома нет указаний на то, что у него было серьезное научное образование. Благодаря целеустремлённости и огромному трудолюбию ему удалось получить хорошее образование самостоятельно, находя себе учителей в интересующих его сферах науки. В 1764 году вступил в орден театинцев (Милан). В 1780 году направился на Сицилию, чтобы полностью посвятить себя астрономии и математике, и в том же году становится профессором математики в Палермском университете. В 1787-88 годах ездил в Париж и Лондон для знакомства с работой ведущих европейских обсерваторий, после чего выступил с инициативой создания обсерватории в Палермо, которая была построена на средства герцога Караманико в 1791 году. Пиацци возглавлял её до конца жизни.

Идея о том, что между орбитами Марса и Юпитера может существовать неоткрытая планета, основывалась на правиле Тициуса — Боде. После открытия в 1781 году Уильямом Гершелем Урана, которое подтверждало данное правило, начались поиски планеты на предсказанной по этому правилу орбите на удалении 2,8 а. е. от Солнца . С этой целью в1800 году была создана группа из 24 астрономов, которую назвали «Небесная полиция». Церера была открыта 1 января 1801 года в Палермской обсерватории Джузеппе Пиацци, который также был приглашен в эту группу, но сделал своё открытие до приглашения. Пиацци наблюдал Цереру в общей сложности 24 раза. Был очень кропотлив в своей работе. Им были составлены подробные звёздные каталоги, переиздававшиеся несколько раз. С 1817 года он одновременно возглавлял обсерваторию в Неаполе. Вся жизнь этого великого труженика была посвящена астрономии.

Церера
Снимок Цереры сделанный АМС Dawn 4 мая 2015 года.

Скончался Джузеппе Пиацци 22 июля 1826 года в Неаполе. В его честь назван астероид Пиацция, а также кратер на Луне.