УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! 18.12.2017 г. На сеансы 18.10, 19.30 и 20.40 в Большой звездный зал– все билеты выкуплены.
Будут закрыты: МУЗЕЙ УРАНИИ, МЗЗ, 4Д кинотеатр с 17.00

Великие умы: Генри Кавендиш

Дата: 26.04.2017

Часто можно слышать мнение, что настоящие ученые – заведомо странные люди. По меньшей мере, они должны отличаться от большинства. Одни отличались эксцентричностью, другие - высокомерием, а некоторые просто одержимостью идеей что-то открывать. К последним, вне всякого сомнения, относится Генри Кавендиш (1731-1810). Учёный – мизантроп, отгородившийся от всего мира, выбравший для себя науку и одиночество. Рождение в знатной аристократической и богатой семье позволяло ему полностью посвятить себя исследованиям в различных областях физики и химии.

Генри Кавендиш

Генри Кавендиш (1731-1810).

Жизнь и труды этого учёного долгое время оставались загадкой. Суть экспериментов, проводимых им, стала понятной лишь через десятилетия после его смерти, когда в 1874 году состоялось торжественное открытие так называемой Кавендишской лаборатории в Кембриджском университете, которая, вопреки распространённому мнению, названа не в честь великого британского физика и химика, а в честь его родственника и основателя лаборатории – Уильяма Кавендиша. В день открытия, 16 июня, Джеймсу Максвеллу были переданы рукописи Генри Кавендиша. Тогда и выяснилось, что этот великий затворник сделал ряд поистине выдающихся открытий: измерил ёмкости и диэлектрические постоянные ряда веществ, определил сопротивление электролитов, предвосхитив открытие закона Ома. За 14 лет до Кулона, в 1771 г., он экспериментально открыл закон взаимодействия зарядов, однако результат тогда не был опубликован и свыше 100 лет оставался неизвестным.

Открытие законов классической механики Ньютоном, хотя и поражало воображение ученых, нуждалось в практическом подтверждении. Опыт Генри Кавендиша с крутильными весами позволил с помощью этой простой конструкции измерить силу притяжения двух сфер, подтверждая тем самым закон всемирного тяготения. Данные исследования позволили вывести такие константы, как гравитационная постоянная, масса и средняя плотность планеты Земля.

В быту был педантичен. Со своими слугами общался через записки, не выносил присутствия в доме посторонних людей. После прогулок часто возвращался через чёрный ход, избегая разговоров с собственной экономкой. Мало интересовался действительностью. Социальные потрясения, такие, как Французская революция 1789 года и ее последствия, не волновали его. Он настолько дорожил своим одиночеством, что велел похоронить себя в закрытом гробу, а на склепе с его прахом не должны были присутствовать какие-либо надписи. Наверное, странностями поведения великого учёного можно объяснить отсутствие его достоверных портретов.

Кавендишем правила необычайная любознательность. Его близкий родственник, пятый герцог Девонширский, сказал о нём так: «Он не рыцарь. Он работает».