УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! 22.11.2017 г. На сеанс 18:10 в Большой звездный зал – все билеты выкуплены.
Будут закрыты: МУЗЕЙ УРАНИИ с 17:00 до 18:30
ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТАРИЯ

Великие умы: Роберт Гук

Дата: 19.04.2017

Если имя Коперника неразрывно связано с гелиоцентрической системой мира, Ньютона – с законом всемирного тяготения, Эйнштейна – с теорией относительности, то при упоминании имени Роберта Гука вспоминается в лучшем случае – закон об упругих телах, носящий его имя. Однако этот закон является лишь видимой частью огромного айсберга открытий, совершённых этим замечательным учёным, с которым история обошлась весьма несправедливо.

Портрет Роберта Гука, современная реконструкция по описаниям его коллег, 2006 г.

Роберт Гук (1635-1703) – современник и соперник Исаака Ньютона, одним из первых понял, что движение планет можно описать с механической точки зрения, и это обстоятельство стало решающим шагом к открытию явления всемирного тяготения. Биографии известных учёных обычно строятся в хронологическом порядке, но этот способ изложения не приемлем для Гука, так как последовательность его открытий до сих пор не восстановлена. Круг научных дисциплин, где он проявил себя незаурядным мастером – огромен. Он понял, что кислород участвует в процессе горения, открыл капиллярность и волновую природу света. В области геологии, изучив сотни ископаемых организмов, первым заявил об их органической природе, тем самым предвосхитив будущие эволюционные теории. Идею же об универсальной силе тяготения Гук высказывал с 1660-х годов. Позже он предлагал Ньютону, как математически более компетентному исследователю, обосновать его, показав связь с первым законом Кеплера для некруговых орбит. Конечно, Ньютон подкрепил свои изыскания необходимыми расчётами, но сама идея существования явления всемирного тяготения была впервые сформулирована Гуком. Ньютон так и не признал этого факта. Изобретения Гука весьма разнообразны: спиральная пружина для регулирования хода часов, барометр, гигрометр, анемометр. Он усовершенствовал телескопы и микроскопы, изобрёл первую в мире систему оптического телеграфа и многое другое. В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, Гук стал рассматривать его тонкие срезы с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, которые он назвал клетками (по-английски cell -ячейка, клетка). Опубликованная в том же году его книга «Микрография» тут же стала бестселлером.

Срез пробкового дерева из книги Роберта Гука «Микрография», 1665 г.

Несмотря на все эти заслуги, учёный не получил признания при жизни, а его научные труды были забыты. До нас не дошло ни одного его портрета, даже неизвестно место, где он похоронен.

Реабилитация учёного и его научного наследия началась лишь в 1945 г., когда в Великобритании были опубликованы его замечательные труды. Благодаря им современное человечество и узнало о глубине и оригинальности мысли одного из самых удивительных действующих лиц в истории науки.