УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! 18.12.2017 г. На сеансы 18.10, 19.30 и 20.40 в Большой звездный зал– все билеты выкуплены.
Будут закрыты: МУЗЕЙ УРАНИИ, МЗЗ, 4Д кинотеатр с 17.00

Великие умы: Джон Гершель

Дата: 22.03.2017

Существует устоявшееся мнение, что на детях гениев природа отдыхает. То есть дети талантливых родителей не получают от природы равные с родителями способности, часто являясь их противоположностью. Если это и так, то Джон Гершель является счастливым исключением из этого правила. Он родился 7 марта 1792 г. в семье знаменитого английского астронома Уильяма Гершеля, который к моменту рождения Джона уже прославился открытием планеты Уран и двух её спутников – Титании и Оберона.

рис. Джон Гершель 1792-1871
Джон Гершель

Джон Гершель ещё в детстве обнаруживал замечательные способности во многих областях: классические и новые языки, математика, физика, химия, техника, музыка и многое другое. Так как его интеллектуальные интересы никогда не ограничивались одной областью науки, био графы его назовут polymathēs – человек энциклопедических знаний. В 17 лет он поступил в Кембриджский университет, где сразу проявил себя в математике, и, будучи студентом, составил задачник по высшей математике. Окончив университет в 1813 г., некоторое время занимался математикой и правом, а потом стал помогать отцу в его обсерватории, продолжив после его смерти в 1822 г. астрономические наблюдения. Первая его работа по астрономии была посвящена двойным звёздам, которых он обнаружил более 3000. Занимался туманностями: в его каталоге их 2307. В 1834 г. уехал в Южную Африку, где в течение четырёх лет открыл в южном небе тысячи двойных звёзд и туманностей. Из теоретических работ Гершеля по астрономии известен его метод вычисления орбит двойных звёзд, вошедший во все учебники астрономии.

Джон Гершель внёс большой вклад в изобретение и развитие фотографии. Ещё в 1819 г. обнаружил способность гипосульфита натрия растворять соли серебра. Одним из первых предложил использовать бумагу, покрытую светочувствительным материалом для получения фотоизображений. Первым ввёл в фотографию понятия «позитив» и «негатив». Лондонское королевское общество наградило учёного одной из своих высших наград — Королевской медалью. В последние годы жизни занимался популяризацией науки. Написал несколько книг по метеорологии и физической географии.

Джон Фредерик Уильям Гершель скончался 11 мая 1871 г. Погребён в Вестминстерском аббатстве.