«Лунариум»: Обращение небесных объектов

Дата: 08.12.2016

В настоящее время в Солнечной системе осталось восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Плутон до 2006 г. считался девятой планетой. Когда в конце 20-го и начале 21-го веков во внешней части Солнечной системы было открыто множество объектов, Плутон перестал попадать под современные характеристики планеты, и Международный астрономический союз (МАС) причислил его к новой категории космических объектов, дав им определение - карликовые планеты вместе с Эридой, Церерой и другими подобными небесными телами. Тем не менее, некоторые учёные продолжают считать Плутон планетой, настаивая на его переквалификации.

Термин «планета» — древний и происходит от древнегреческого слова   πλάνης , что означает – странник, имеет связи с историей, наукой, мифологией и религией. В текстах на русском языке встречается с XI века, когда это название в форме «планита» было упомянуто в «Изборнике Святослава» 1073 года, где также были указаны небесные тела, которые тогда называли планетами: Слъньце (Солнце), Ермис (Меркурий), Афродити (Венера), Луна, Арис (Марс), Зеус (Юпитер), Кронос (Сатурн). Во многих ранних культурах планеты рассматривались как носители божественного начала. По мере развития науки представления о планетах менялись в немалой степени благодаря открытию новых объектов и обнаружению различий между ними.

Итак, что такое планета? Это небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции, и сумевшее очистить окрестности своей орбиты от планетозималей (от англ. planet — планета и infinitesimal — бесконечно малая), т.е. остатков мелких тел и частиц первичного протопланетного диска.

Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца в одном направлении с его вращением (против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Солнца).

Важнейшей характеристикой планеты является её орбитальная скорость (это скорость, с которой она вращается вокруг Солнца). Самой большой орбитальной скоростью обладает Меркурий, так как находится ближе всех к звезде. Он движется по орбите со скоростью 47 км/сек, совершая полный оборот вокруг Солнца за 88 земных суток. Самая удалённая планета – Нептун, движется со скоростью 5 км/сек, совершая один оборот вокруг Солнца за 165 земных лет. Мы (Земля) летим по орбите со скоростью 30 км/сек.

Друзья, чтобы убедиться в том, что скорость обращения планет вокруг Солнца возрастает по мере приближения к нашему светилу, посетите интерактивный музей «Лунариум» Московского Планетария. На экспонате «Обращение небесных объектов» эта закономерность наглядно демонстрируется.

3 марта 2017 года в Большом Звездном зале