Астрономический прогноз на декабрь 2016

Дата: 28.11.2016

Самое важное астрономическое событие декабря – день зимнего солнцестояния, которое случится 21 декабря 2016 года в 13:45 мин мск! После самой длинной ночи года наступает настоящая астрономическая зима, а вместе с ней каждый последующий день будет дарить нам немного больше света. К новому году продолжительность светового дня увеличится почти на 8 минут!

Декабрьское небо, при условии ясной погоды, порадует яркими зимними созвездиями, а 14 декабря ожидаем максимума действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120), 22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10).

события декабря 2016 в астрономии и космонавтике

Избранные события декабря 2016 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1 декабря – 224 года со дня рождения русского математика Николая Ивановича Лобачевского
1 декабря – 56 лет назад был запущен КА «Спутник-6» (собаки Пчелка и Мушка)
3 декабря – Луна проходит в 6° севернее Венеры (15:34)
3 декабря – 3 декабря 1904 г. американский астроном Ч. Д. Перрайн (1867-1951) на Ликской обсерватории открыл новый спутник Юпитера, шестой по счету в порядке открытия, впоследствии названный Гамалией в честь нимфы Родоса. Диаметр спутника составляет 170 км
4 декабря – 4 декабря 1973 г. американская автоматическая межпланетная станция «Пионер-10» прошла на близком расстоянии от Юпитера, передала на Землю высококачественные цветные изображения планеты и ее спутников, исследовала атмосферу и магнитосферу планеты
5 декабря – Луна проходит в 3° севернее Марса (~12:00)
7 декабря – покрытие Луной планеты Нептун при видимости в Западной Европе и Северной Америке (01:00)
7 декабря – Луна в фазе первой четверти (12:03)
7 декабря – 111 лет со дня рождения Джерарда Койпера
8 декабря – 1113 года со дня рождения исламского астронома и – автора «Книги неподвижных звезд» – одной из вершин средневековой наблюдательной астрономии. Книга содержит каталог 1017 звезд с подробным описанием 48 созвездий
10 декабря – Луна проходит в 3° южнее Урана (~00:00)
10 декабря – Сатурн в соединении с Солнцем (15:00)
11 декабря – 44 года назад экипаж «Аполлона-17» стал последним, кто ступил на лунную поверхность из людей. В то время, как Рональд Эванс совершал витки вокруг Луны, первый учёный-космонавт, геолог Харрисон Шмит и Юджин Сернан за время трёх вылазок, длившихся по 7,2, 7,6 и 7,3 часа, собрали рекордные 110 кг лунной породы.
13 декабря – Луна в перигее, расстояние от Земли 358463 км (02:27)
14 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецы (03:00)
14 декабря – полнолуние (03:06)
14 декабря – 470 лет со дня рождения датского астронома, алхимика эпохи Возрождения Тихо Браге
15 декабря – 50 лет назад французский астроном Одуэн Дольфус открыл спутник Сатурна Янус, который раз в четыре года меняется орбитой с другим спутником, Эпиметеем
16 декабря – Луна проходит в 10° южнее Поллукса (05:00)
17 декабря – окончание действия метеорного потока Геминиды
18 декабря – Луна проходит в 10° южнее Регула (21:14)
18 декабря – 160 лет со дня рождения английского физика, открывшего электрон, Нобелевского лауреата Джозефа Джона Томсона
19 декабря – Меркурий в стоянии с переходом от прямого движения к попятному (10:00)
21 декабря – Луна в фазе последней четверти (04:56)
21 декабря – зимнее солнцестояние (13:45)
22 декабря – максимум  действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой
Медведицы (12:00)
22 декабря – Луна проходит в 2° севернее Юпитера (22:00)
23 декабря – Луна проходит в 6° севернее Спики (06:00)
25 декабря– Луна в апогее, расстояние от Земли 405870 км (08:55)
25 декабря – 112 лет со дня рождения советского астронома Георгия Николаевича Дубошина
27 декабря – 445 лет со дня рождения немецкого математика, оптика и астронома Иоганна Кеплера
28 декабря – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем (21:41)
29 декабря – новолуние  (09:53)
29 декабря – Уран в стоянии с переходом от попятного движения к прямому (23:00)

31 декабря – 152 года со дня рождения американского астронома Роберта Гранта Эйткена. Эйткен открыл более 3000 двойных звезд

Декабрь

Исаак Левитан. Лес зимой. 1880-е.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

И. С. Соколов-Микитов

Декабрь. Исторические европейские названия декабря включают его обозначение, данное Карлом Великим – «Heilmond» – «священный месяц» в честь Рождества Христова, которое приходится на 25 декабря. В державе франков декабрь назывался «Christmonat» – «Христов месяц». В Древней Руси месяц именовали студень, стужайло, ветрозим, шапка зимы.
На декабрь приходится день зимнего солнцестояния – самый короткий световой день в году (около 7 часов) и самая длинная ночь. Это первые сутки астрономической зимы, после этого световой день начинает медленно увеличиваться.

Среднемесячная температура декабря в Подмосковье составляет – минус 8°С.

Звездное небо декабря 2016

Месяц самых длинных ночей обычно не балует нас ясной погодой. А ведь именно в декабре можно наблюдать еще один метеорный поток-гигант: знаменитые Геминиды, превосходящие по количеству «падающих звезд» все остальные ежегодные метеорные потоки, включая августовские Персеиды...

Болид из метеорного потока Геминиды

Болид из метеорного потока Геминиды.

Восходят Лев и Гидра... Яркая группа зимних созвездий Возничего, Тельца, Близнецов, Ориона, Единорога, Малого и Большого Псов, приближаются к кульминации с юго-востока. Именно в этой части неба природа собрала почти половину самых ярких звезд неба! Включая самую яркую, видимую с Земли звезду после Солнца - лучезарный Сириус (α Большого Пса; -1.46 звездной величины). Особую прелесть этим созвездиям придает Млечный Путь, проходящий через них и тянущийся далее, через зенит (Персей и Кассиопея) к северо-западной части горизонта (Цефей и Лебедь)...

на северо-западе выдны Кассиопея и Цефей, а на севере над горизонтом – Лебедь и Лира

Высоко на северо-западе видны Кассиопея и Цефей, а на севере над горизонтом – Лебедь и Лира.

Звездное небо Москвы в полночь 15.12.2016
Звездное небо Москвы в полночь 15.12.2016. Рисунок Stellarium/

В южной области неба располагается созвездие Орион, над ним (несколько правее, западнее) – Телец и ещё выше – Возничий, западнее которого видно созвездие Персея. Ближе к западу склонились Кит, Рыбы и Пегас. Еще далее, на северо-западе, видны уходящие Лебедь, Лира и Геркулес...

На юго-востоке, слева от Тельца, расположено созвездие Близнецов

На юго-востоке, слева от Тельца, расположено созвездие Близнецов (именно из него ожидаем в середине декабря ежегодный звездопад Геминиды). Под Тельцом – созвездие Малого Пса и невысоко над горизонтом – созвездие Большого Пса. На востоке уже взошло созвездие Льва, над которым в северо-восточной области находятся созвездия Большой Медведицы и Гончих Псов.

Солнце

Декабрь характеризуется самыми длинными в году ночами и, следовательно, самыми короткими световыми днями. А за полярным кругом и вовсе полярная ночь. Например, на широте Мурманска она длится со 2 декабря по 11 января, на широте Норильска – с 30 ноября по 13 января, на широте Нарьян-Мара – с 10 декабря по 2 января. Связано это с тем, что Солнце, перемещаясь по эклиптике с запада на восток, в декабре проходит наиболее удалённый к югу от небесного экватора её участок, проходящий по южным владениям Змееносца, а затем Стрельца.

Декабрь характеризуется самыми длинными в году ночами

И именно в декабре солнечный диск удаляется на наибольшее угловое расстояние от небесного экватора, равное примерно 23,5°. Когда центр солнечного диска достигает этой точки, наступает зимнее солнцестояние, которое в 2016 году произойдёт 21 декабря в 13 часов 45 минут по московскому времени. И в дни, близкие к этой дате, будут самые продолжительные ночи в году и самые короткие световые дни. Так, на широте Москвы долгота дня в начале месяца составит 7 часов 26 минут, 22 декабря – 6 часов 59 минут, а к 31 декабря увеличится до 7 часов 06 минут.

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца.
Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра.

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь на декабрь 2016 года
Фото: www.tesis.lebedev.ru

Наблюдения Луны и планет в декабре 2016 года

Видимость и фазы Луны в декабре 2016:

1 -  7 – вечером
8 - 19 – ночью
20 - 21 – после полуночи
22 - 27 – утром

Видимость и фазы Луны в декабре 2016

Видимость Луны и планет в декабре 2016:

Утром  –  Юпитер в созвездии Дева.
Вечером – Венера (!) с 1 по 6 декабря в созвездии Стрелец, далее в созвездии Козерог; Марс с 1 по 15 декабря в созвездии Козерог, далее в созвездии Водолей; Нептун в созвездии Водолей.
Ночью – Уран в созвездии Рыбы.
Сатурн не виден, так как 10 декабря вступает в соединение с Солнцем.

Видимость Луны и планет в декабре 2016

3 декабря – Луна проходит в 5° севернее Венеры (~15:00)
 5 декабря – Луна проходит в 3° севернее Марса (~12:00)
 7 декабря – покрытие Луной планеты Нептун невидимое в России
 7 декабря – Луна в фазе первой четверти (12:03)
10 декабря – Луна проходит в 3° южнее Урана (~00:00)
10 декабря – Сатурн в соединении с Солнцем (15:00)
13 декабря – Луна в перигее, расстояние от Земли 358463 км (02:27)
14 декабря – полнолуние (03:06)
16 декабря – Луна проходит в 10° южнее Поллукса (05:00)
18 декабря – Луна проходит в 10° южнее Регула (21:00)
21 декабря – Луна в фазе последней четверти (04:56)
22 декабря – Луна проходит в 2° севернее Юпитера (22:00)
23 декабря – Луна проходит в 6° севернее Спики (06:00)
25 декабря – Луна в апогее, расстояние от Земли 405870 км (08:55)
28 декабря – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем (22:00)
29 декабря – новолуние  (09:53)

29 декабря – Уран в стоянии с переходом от попятного движения к прямому (23:00)

Что можно увидеть в декабре в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды:  ι  Рака, θ  Ориона, θ  Тельца, η  Персея, γ  Андромеды, η  Кассиопеи;
переменные звезды: ζ  Близнецов, δ  Цефея, β  Персея, λ  Тельца;
рассеянные звездные скопления: Ясли (Рак), M35 (Близнецы), Плеяды (Телец), h и χ  Персея;
туманности: М1 в созвездии Телец, М42 в созвездии Орион;

галактики: М31 в созвездии Андромеда, М33 в созвездии Треугольник, М81 и М82 в созвездии Большая Медведица.

Карта колец Сатурна

Авторы и права:Команда Кассини, Институт космических наук, Лаборатория реактивного движения, ЕКА, НАСА

Перевод: Вольнова А.А. (astronet.ru)

Прокрутите картинку вправо и влево, и вы можете совершить путешествие вдоль ледяных колец Сатурна. Эта карта с высоким разрешением сделана из множества фотографий, снятых в естественных цветах. Фотографии были получены в мае 2007 года, когда космический аппарат Кассини в течение 2,5 часов пролетал над неосвещённой частью колец.

Чтобы вам было проще ориентироваться, самые большие части колец и промежутки между ними отмечены названиями и расстоянием от центра гигантской планеты в километрах. Алфавитный порядок названий колец Сатурна сложился исторически и основан на порядке их открытия. Яркие кольца А и В разделены между собой Щелью Кассини. Порядок расположения колец по мере увеличения расстояния от планеты таков: D,C,B,A,F,G,E. (Слабые внешние кольца G и E не показаны на картинке.)

29 ноября 2016 года, космический аппарат Кассини пролетит недалеко от спутника Сатурна Титана и использует гравитацию большого спутника, чтобы совершить 20 витков по эллиптической орбите, скользя почти над самыми кольцами. Впервые Кассини погрузится в плоскость колец 4 декабря 2016 года, нырнув в них всего в 11 000 километров за пределами кольца F (на картинке — далеко справа).

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2016-2017 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайтов: