Астрономический прогноз на ноябрь 2016

Дата: 31.10.2016

5 ноября Московскому Планетарию исполняется 87 лет. Ноябрь месяц богат на памятные даты и дни рождения! Ноябрь подарил миру: Эдмунда Галлея, Уильяма Гершеля, Карла Сагана, Михаила Васильевича Ломоносова, Эдвина Хаббла, Андерса Цельсия! 25 ноября, 101 год назад, была опубликована Общая Теория Относительности Альберта Эйнштейна.

Богат ноябрь и на уникальные события в истории космонавтики! 3 ноября 1957 года на околоземной орбите на «Спутнике-2», за границами земной атмосферы оказалось первое теплокровное – собака Лайка, начавшая эру космических путешествий с экипажем на борту. Советские автоматические межпланетные станции в ноябре впервые в мире полетели к Марсу и Венере и достигли их! Это «Марс-1» (запуск 01.11.1962), и «Венера-3» (запуск 16.11.1965). Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, который достиг поверхности другой планеты! 10 ноября 1970 года впервые на поверхности Луны начала работать автоматическая лаборатория «Луноход-1» . Советская АМС «Марс-2» впервые в мире достигла поверхности планеты Марс 27 ноября 1971 года! Впервые в мире совершена посадка на ядро кометы 67P/Чурюмова-Герасименко 12 ноября 2014 года…

Небо, при условии ясной погоды, порадует яркими зимними созвездиями, 14 ноября произойдет Суперлуние 2016 года, а 17-18 ноября ожидаем максимума одного из известнейших звездопадов – Леониды.

astro_calendar_ноябрь

Избранные события ноября 2016 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1 ноября – 54 года назад, 1 ноября 1962 г. в Советском Союзе осуществлён первый в мире запуск автоматической межпланетной станции «Марс-1» к планете Марс, показавший реальную перспективу возможности изучения этой планеты технико-космическими средствами. Наибольшее сближение с Марсом произошло 19 июня 1963 г.
2 ноября – Луна, Венера, Сатурн и Антарес сближаются до 10° на вечернем небе
3 ноября – 59 лет назад, 3 ноября 1957 г. в СССР совершен запуск космического аппарата «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту. За границами земной атмосферы оказалось первое теплокровное - собака Лайка, начавшая эру космических путешествий с экипажем на борту.
5 ноября – День рождения Московского Планетария. 87 лет назад, 5 ноября 1929 года, в Москве открылся 13 й в мире и первый в СССР большой планетарий.
6 ноября – начало действия метеорного потока Леониды
7 ноября – Луна в фазе первой четверти (22:51)
8 ноября – 360 лет со дня рождения Эдмунда Галлея - английского Королевского астронома, геофизика, математика, метеоролога, физика и демографа. Возвращение кометы в предсказанный им срок стало первым триумфальным подтверждением теории тяготения Ньютона и прославило имя самого Галлея. Эта комета в наши дни называется 1P/ Halley или кометой Галлея.
8 ноября – 121 год назад, 8 ноября 1895 г. физик Вильгельм Рентген открыл «рентгеновские лучи»
9 ноября – 82 года со дня рождения Карла Сагана, американского астронома, пионера космической биологии
9 ноября – покрытие Луной планеты Нептун при видимости в Европейской части России и СНГ (17:00)
10 ноября – 46 лет назад, 10 ноября 1970 г., на поверхности Луны начала работу автоматическая лаборатория «Луноход-1». В течение 11 лунных суток (т. е. 11 земных месяцев) луноход перемещался по поверхности нашего спутника, изучая рельеф и характеристики грунта.
10 ноября – Всемирный день науки (World Science Day) и Всемирный день молодежи
12 ноября – 2 года назад, 12 ноября 2014 совершена первая мягкая посадка на ядро кометы. Спускаемый модуль «Филы» опустился на ядро кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.
14 ноября – Луна в перигее, расстояние от Земли 356512 км (14:23)

14 ноября – полнолуние (16:52). Суперлуние – самая большая Луна 2016 года
15 ноября – покрытие Луной звезды Альдебаран при видимости на Юге Сибири (20:00)
15 ноября – 278 лет со дня рождения выдающегося английского астронома Уильяма Гершеля
16 ноября – 51 год назад запущена первая успешная межпланетная станция Венера-3, которая стала первым земным аппаратом, достигшим поверхности другой планеты
17 ноября – максимум действия метеорного потока Леониды (13:00). Ожидается до 20 метеоров в час в зените.
19 ноября – 305 лет со дня рождения великого русского учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова, основателя многих отраслей отечественной науки. В 1745 г. он был избран академиком Петербургской Академии наук, в 1755 году основал Московский Университет. Среди его астрономических исследований наиболее значительным является открытие 6 июня 1761 г. атмосферы Венеры.
20 ноября – 127 лет со дня рождения американского астронома Эдвина Пауэлла Хаббла. Труды Хаббла положили начало внегалактической астрономии.
20 ноября – 18 лет назад осуществлен запуск первого модуля МКС — российского функционального грузового блока «Заря».
21 ноября – Луна в фазе последней четверти (11:33)
21 ноября – 233 года назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре.
23 ноября – Меркурий проходит в 3.4° южнее Сатурна, вечер
25 ноября – Луна проходит в 1° южнее Регула (13:00)
25 ноября – Луна проходит в 2° севернее Юпитера (06:00)
25 ноября – 101 год назад была опубликована Общая Теория Относительности Альберта Эйнштейна
26 ноября – 11 лет назад космический аппарат Японского агентства аэрокосмических исследований «Хаябуса» совершил забор грунта с поверхности астероида Итокава, и успешно доставил его образцы на Землю. Это была первая доставка образцов грунта с астероида.
27 ноября – Луна в апогее, расстояние от Земли 406556 км (23:08)
27 ноября – 45 лет назад АМС Марс-2 стала первым КА достигшим поверхности Марса
27 ноября – 315 лет со дня рождения Андерса Цельсия - шведского астронома, геолога и метеоролога (в XVIII веке геология и метеорология считались частью астрономии), создателя новой для своего времени шкалы для измерения температуры, впоследствии получившей его имя.
29 ноября – новолуние (15:18)
30 ноября – окончание действия метеорного потока Леониды

Ноябрь

Ряузов Б.Я. Ранний снег. 1960 г.

«Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят ее красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождем, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл ее неприятную наготу. Появляется и снег; но долго еще он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.

К. Душинский, «Осень».

Ноябрь. Исторические европейские названия ноября включают его обозначение, данное Карлом Великим — Windmonat — «месяц ветров». В древнерусском календаре (до утверждения христианства) месяц назывался груден, в народных месяцесловах также — грудень, полузимник, бездорожник, листогной.

Продолжительность светового дня в ноябре сокращается до 7 часов 30 минут. Среднемесячная температура ноября в московском регионе – минус 2,3 °С.

Звездное небо ноября 2016

Красиво ночное звёздное небо ноября. В ясную морозную ночь над горизонтом можно увидеть все яркие звёзды зимних созвездий.

Картина ночного неба 15.11.2016 г.

Картина ночного неба 15.11.2016 г. на 00 ч 00 мин. мск. Stellarium.ru

В ноябрьскую полночь на востоке из-за горизонта поднимается созвездие Льва с яркой звездой Регулом, а на северо-востоке, высоко над горизонтом располагается Большая Медведица. На северо-западе, также вблизи горизонта, видны созвездия Лиры и Лебедя.

В южной части неба, недалеко от зенита, можно полюбоваться созвездием Персея, слева от него – Возничий, под ним – Телец, а еще ниже и левее (восточнее) – созвездие Ориона с яркими звездами –красной Бетельгейзе и голубоватыми Ригелем и Беллятриксом. На юго-западе высоко расположены Пегас и Андромеда, под ними у горизонта – Кит. На юго-востоке высоко видны Близнецы, под ними – Малый Пес, а вблизи горизонта – ярчайшая звезда всего неба Сириус (альфа Большого Пса).

С 9 по 22 ноября действует метеорный поток Леониды, названный в честь созвездия Льва, в котором располагается его радиант. Леониды рождены остатками кометы 55P/Темпеля – Туттля и отличаются быстрыми метеорами белого цвета. Интенсивность потока меняется из года в год.

Наилучшим временем для наблюдения метеоров Леонид в ноябре 2016 года станут предрассветные часы. Но в период максимума Леонид, с 17 на 18 ноября, условия наблюдений метеоров будут ограничиваться влиянием Луны, которая близка к полнолунию.

Яркий метеор Леонид 2001 г. Фото: Tony Hallas.

Солнце

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минут, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности дня. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день. Но нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра.

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь на ноябрь 2016 года

Фото: www.tesis.lebedev.ru

Наблюдения Луны и планет в ноябре 2016 года

Видимость и фазы Луны в ноябре 2016:

1 - 8 – вечером
9 - 20 – ночью
21 - 22 – после полуночи
23 - 28 – утром

moon_calendar_ноябрь 2016

14 ноября 2016 года можно будет наблюдать Суперлуну. В этот день, при условии ясной погоды, Луна будеть иметь самый большой за весь 2016 год!

14 ноября 2016 года можно будет наблюдать Суперлуну

Видимость Луны и планет в ноябре 2016:

Утром – Юпитер в созвездии Дева.

Вечером – Венера с 1 по 8 ноября в созвездии Змееносец, далее в созвездии Стрелец; Марс с 1 по 7 ноября в созвездии Стрелец, далее в созвездии Козерог; Нептун в созвездии Водолей.

Ночью – Уран в созвездии Рыбы.

Уран и Нептун являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем.

Луна Венера и Марс

2 ноября – Луна, Венера, Сатурн и Антарес сближаются до 10° на вечернем небе
7 ноября – Луна в фазе первой четверти (22:51)
14 ноября – Луна в перигее, расстояние от Земли 356512 км (14:23)
14 ноября – полнолуние (16:52). Суперлуние – самая большая Луна 2016 года
21 ноября – Луна в фазе последней четверти (11:33)
23 ноября – Меркурий проходит в 3.4° южнее Сатурна, вечер
25 ноября – Луна проходит в 1° южнее Регула (13:00)
25 ноября – Луна проходит в 2° севернее Юпитера (06:00)
27 ноября – Луна в апогее, расстояние от Земли 406556 км (23:08)
29 ноября – новолуние (15:18)

Луна и Юпитер

Что можно увидеть в ноябре в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды: θ Тельца, η Персея, γ Андромеды, η Кассиопеи;

переменные звезды: ζ Близнецов, δ Цефея, β Персея, λ Тельца;

рассеянные звездные скопления: Ясли (Рак), M35 (Близнецы), Плеяды (Телец), M39 (Лебедь), h и χ Персея;

туманности: М1 в созвездии Телец, М42 в созвездии Орион;

галактики: М31 в созвездии Андромеда, М33 в созвездии Треугольник, М81 и М82 в созвездии Большая Медведица.

Скопление галактик в созвездии Насоса

Авторы и права: Рольф ОльсенПеревод: Вольнова А.А.

Авторы и права: Рольф Ольсе Перевод: Вольнова А.А.

Скопление галактик в созвездии Насос, записанное в каталог под номером Эйбелл S0636, простирается примерно на 2 миллиона световых лет и находится на расстоянии около 130 миллионов световых лет от нас в направлении на созвездие Насоса. В скоплении есть две ярко выраженные группы галактик, которые видно чуть ниже центра картинки и в левой верхней части. В скоплении около 200 галактик, но нет одной центральной доминирующей галактики. Вертикальная красная полоса газа, скорее всего, относится к лежащему на переднем плане остатку сверхновой в Насосе, которая находится в нашей Галактике и не имеет никакого отношения к скоплению.

На этой впечатляющей широкой и глубокой фотографии скопления в Насосе галактики буквально испещрили всё небо. Скопление в Насосе — третье по близости к нам после скоплений в Деве и в Печи. Оно знаменито своей компактностью и значительным преобладанием эллиптических галактик над спиральными. Это составное изображение, полученное в Новой Зеландии, является результатом более 150 часов экспозиции, сделанной в течение полугода.

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2016-2017 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайтов: