Уважаемые посетители! 03.12.2016 г. Планетарий закрыт для посещения по техническим причинам.
ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТАРИЯ.

Астрономический прогноз на Июнь 2016

Дата: 26.05.2016

Июнь порадует нас самым длинным световым днем в году в день летнего солнцестояния 21 июня, появлением серебристых облаков на сумеречном небе и наступлением долгожданных белых ночей и полярного дня в приполярных широтах Северного полушария! 3 июня, вслед за Марсом, Сатурн вступит в противостояние с Солнцем, а к концу месяца пройдет звездный дождь Июньские Боотиды.

Избранные события июня 2016 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).
1. Звездное небо июня
2. Космическая погода
3. Наблюдения планет в июне 2016 года
4. Луна в июне 2016
5. Что можно увидеть в телескоп

1 июня и весь месяц – высокая вероятность появления серебристых облаков на сумеречном небе
1 июня – Луна проходит в 2° южнее Урана (19:00)
1 июня – Венера сближается с Альдебараном до 5°
2 июня – 50 лет назад, в 1966 году, на четыре месяца позднее советской автоматической станции «Луна-9», на поверхность Луны осуществила мягкую посадку американская станция «Сервейор-1» и передала на Землю детальные телевизионные изображения лунной поверхности.
3 июня – Сатурн в противостоянии с Солнцем (10:00)
3 июня – Луна проходит в 0,7° южнее Меркурия (12:47)
3 июня – Луна в перигее: расстояние от Земли 361 142 км (13:55)
5 июня – новолуние (06:00)
7 июня – Венера в верхнем соединении с Солнцем (01:00)
7 июня – 60 лет назад наши собаки Козявка и Альбина полетели в космос
8 июня – Всемирный День Океанов (World Oceans Day)
8 июня – 391 год со дня рождения итальянского астронома Джованни Кассини. Кассини первым смог определить период вращения планеты Юпитер и дал объяснение системе полос на нём.

10 июня – Луна проходит в 2° южнее звезды Регул (17:00)
11 июня – 31 год назад Автоматическая Межпланетная Станция «Вега-1» достигла окрестностей Венеры.
11 июня – Луна проходит в 1,5° южнее Юпитера (22:35)
12 июня – Луна в фазе первой четверти (11:10)
12 июня – 49 лет назад была запущена станция «Венера-4», которая 18 октября опустилась на планету Венера. В результате исследований, проведенных станцией, было установлено отсутствие на планете магнитного поля и радиационных поясов, был также определен состав атмосферы.
13 июня – 185 лет со дня рождения английского физика, создателя классической электродинамики, Джеймса Максвелла
13 июня – 60 лет назад собаки Козявка и Альбина во второй раз полетели в космос
14 июня – 280 лет со дня рождения французского физика и военного инженера, чьим именем названа единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов, Шарля Огюстена де Кулона
15 июня – Луна в апогее: расстояние от Земли 405 022 км (15:00)
15 июня – Луна проходит в 5° севернее звезды Спика (04:00)

16 июня – 53 года назад Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток-6» совершила полет в космос. Она стала шестым по счету советским космонавтом
16 июня – 125 лет со дня рождения советского астронома Владимира Александровича Альбицкого
17 июня – Луна проходит в 7° севернее Марса (17:00)

19 июня – 2256 лет назад греческий ученый Эратосфен Киренский впервые в мире вычислил радиус Земли
19 июня – Луна проходит в 10° севернее Антареса (00:00)
19 июня – Луна проходит в 2,4° севернее Сатурна (03:40)
19 июня – Меркурий проходит в 4°севернее Альдебарана
20 июня – полнолуние (14:02)
21 июня – летнее солнцестояние (01:35)
21 июня – 100 лет со дня рождения американского астронома Херберта Фридмана
22 июня – 40 лет назад в СССР запущена космическая станция «Салют-5»

23 июня – 161 год со дня рождения русского и советского ученого-астронома Лидии Петровны Цераской (открыла 219 переменных звезд)
26 июня – Покрытие Нептуна Луной, видимое на северо-западе России (03:00)
26 июня – 10 лет назад были открыты спутники Сатурна «Surtur», «Jarnsaxa», «Greip» и «Loge»
27 июня – Луна в фазе последней четверти (21:19)

27 июня – метеорный поток Июньские Боотиды из созвездия Волопаса достигает максимума действия (от 1 до 100 и более метеоров в час)
28 июня – 10 лет назад был открыт спутник Плутона Кербер (Kerberos)
29 июня – Луна проходит в 3° южнее Урана (03:00)
29 июня – 116 лет назад родился французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери
30 июня – 45 лет назад погиб экипаж КА «Союз 11» (Волков, Пацаев, Добровольский)...
30 июня – 108 лет назад на Землю упал Тунгусский метеорит
30 июня – Марс в стоянии с переходом к прямому движению

события июня 2016 в астрономии и космонавтике

Июнь

К.Коровин. Июнь

«Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей Солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок... Этот звук и блеск Солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет».

М. Горький, «Мальва».

Исторические европейские названия июня включают его древнегерманское обозначение Brachmonat, так как, при трехпольной системе хозяйствования, в этот месяц обрабатывали поле, лежащее под паром (Brachfeld). В древнерусском календаре месяц назывался изок, или «кузнечик» по-славянски. В народных месяцесловах встречаются названия «разноцвет», «скопидом», «хлеборост», «светозар».

На июнь выпадает день летнего солнцестояния — самый длинный световой день в году. Среднемесячная температура июня в Москве и Подмосковье +16 °С.

Звездное небо июня

В мае в средних широтах начинается период светлых ночей: Солнце не опускается достаточно глубоко под горизонт, и в атмосфере присутствует рассеянный солнечный свет, что ухудшает условия для наблюдений слабых туманных объектов космоса. Большую Медведицу находим слева от Полярной звезды, высоко, в северо-западном сегменте неба. Млечный путь протягивается дугой от севера до юга над восточным горизонтом. В области зенита видна Голова Дракона. Из легко узнаваемых рисунков неба в мае вы найдете, что трапеция Льва ночью уже клонится к западу, а созвездия Лебедь, Лира и Орел «летний треугольник» поднимаются высоко над юго-восточным горизонтом после полуночи.

Три яркие звезды «летнего треугольника»: Вега (созвездие Лира), Денеб (созвездие Лебедь) и Альтаир (созвездие Орел).

Для созвездия Лебедя характерен крест, вершина которого отмечена белым Денебом – на старинных звездных картах мы видим Лебедя, летящего вниз к Земле. Греки считали, что в этом образе всемогущий Зевс, скрываясь от ревности Геры, летит на свидание к Леде – будущей матери Кастора и Поллукса.

Звездное небо июня Север

Над северной стороной горизонта виден Возничий, а правее его – Персей. На востоке взошел Пегас, левее которого в северо-восточной стороне, находится Андромеда, Кассиопея, Цефей. На северо-западе – Большая Медведица, под ней – Гончие Псы.

Звездное небо июня Юг

В южной стороне неба над горизонтом поднимается Стрелец, Змееносец, левее него Орел, Дельфин, высоко расположены созвездия Лебедь, Лира и Геркулес. В юго-западной части неба видны Северная Корона и Волопас.

Июньский звездопад в созвездии Волопаса

27 июня метеорный поток Июньские Боотиды из созвездия Волопаса достигает максимума действия, по прогнозам ММО (Международной метеорной организации) ожидается от 1 до 100 метеоров в час.

Июньские Боотиды — метеорный поток, наблюдаемый каждый год в период с 22 июня по 2 июля, с максимумом активности 27 июня. Земля в этот период проходит сквозь орбиту короткопериодической кометы 7P/Понса-Виннеке*.

Мелкие частицы кометного вещества, устремляясь к поверхности Земли, сгорают в атмосфере, даря наблюдателям явление метеоров, или метеорного дождя.

*Комета 7P/Понса-Виннеке (7P/Pons-Winnecke) открыта Жаном-Луи Понсом (Марсель) 12 июня 1819 года, а после переоткрыта 9 марта 1858 года Фридрихом Августом Теодором Виннеке в Бонне. Комета является родоначальницей метеорного потока июньских Боотид, которые также иногда называют Понса-Виннекидами. Размер ядра кометы Понса-Виннеке составляет около 2,6 км. Период обращения кометы Понса-Виннеке составляет 6,37 лет.

Созвездие Волопас из Атласа «Urania’s Mirror» (London, 1825)

Название потока Боотиды, происходит от латинского названия созвездия Волопаса (Boötes), в котором находится его радиант. Впервые наблюдался в мае — июне 1916. Был активен в 1916, 1921 и 1927. После 1927 поток стал беден метеорами. Чаще всего активность Июньских Боотид очень низкая - 1-2 метеора в час. Но иногда наблюдаются и всплески активности. Такой всплеск по сути и привел в 1916 году к открытию данного метеорного потока. Последний сильный всплеск активности Июньских Боотид имел место в 1998 году. Тогда за час можно было увидеть порядка 100 метеоров потока.

Наблюдение серебристых облаков

Первый летний месяц малоблагоприятен для наблюдений в средних, а особенно в северных широтах страны. В условиях белых ночей или полярного дня можно наблюдать только наиболее яркие объекты неба. Это Солнце и Луна, а иногда Венера. Но для тех районов, где наступают навигационные сумерки и не прекращаются астрономические, открывается великолепная возможность для обнаружения и наблюдений серебристых облаков. Они могут появляться в течение всего летнего периода, а наибольшая вероятность созерцать их приходится на конец июня.

Серебристые облака на небе Москвы. Фото В.Г. Сурдин

Солнце

Солнце движется по созвездию Тельца до 21 июня, а затем переходит в созвездие Близнецов и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, как и продолжительность дня, которая возрастает от 17 часов 11 минут в начале месяца до 17 часов 32 минут в день солнцестояния. Солнце в этот день как бы замирает (останавливается) в верхней точке максимального склонения (23,5 градуса), поэтому и называют этот день солнцестоянием, а затем начинает опускаться к югу, световой день начинает уменьшаться.

Солнце в полдень на небе Москвы в день летнего солнцестояния 21.06.2016. Рисунок: Stellarium

Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов.

На широте Санкт-Петербурга наступают белые ночи, а севернее 66 широты наступает полярный день. Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных районах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля.

Солнце на небе Мурманска в день летнего солнцестояния. Анимация ВВС
Солнце на небе Мурманска в день летнего солнцестояния. Анимация ВВС.

В Мурманске, на широте 68°58′, полярный день длится 2 месяца – с 22 мая по 22 июля. Это период, когда Солнце вообще не опускается за линию горизонта.

Мурманск, полярный день
Мурманск, полярный день.

Июнь - самый благоприятный период в году для наблюдений Солнца. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!!) с применением апертурного солнечного фильтра.

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь на июнь 2016 годаФото: http://www.tesis.lebedev.ru/forecast_activity.html
Прогноз магнитных бурь на июнь 2016 года
Фото: http://www.tesis.lebedev.ru/forecast_activity.html

Наблюдения планет в июне 2016 года

Видимость планет в июне 2016:

Вечером – Юпитер в созвездии Лев;

Ночью – Марс (!) в созвездии Весы и Сатурн (!) в созвездии Змееносец;

После полуночи – Нептун в созвездии Водолей.

Утром – Уран в созвездии Рыбы.

1 июня – Венера сближается с Альдебараном до 5°

3 июня Сатурн в противостоянии с Солнцем (10:00)

7 июня – Венера в верхнем соединении с Солнцем (01:00)

19 июня – Меркурий проходит в 4°севернее Альдебарана

30 июня – Марс в стоянии с переходом к прямому движению

Противостояние Сатурна 3 июня 2016 г.

3 июня 2016 года в 10:00 мск окольцованный гигант Сатурн вступит в противостояние с Солнцем. Расстояние от Земли до Сатурна составит 8,97 а.е. (1348 млн. км). Это означает, что угловые размеры планеты на небе будут наибольшими в году, и следовательно можно будет разглядеть Сатурн более детально, чем в другие месяца года. Видимый диаметр диска планеты составит 18 угловых секунд, как и Марса, но планета окружена кольцом, которое наблюдается уже при увеличении от 20 крат. Противостояния этой планеты повторяются раз в 378 дней. Кстати, к 2016 году кольца Сатурна раскрылись на максимальный угол, когда лучше всего виден северный полюс планеты.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Змееносца, достигая противостояния 3 июня. С апреля по июль идет самый благоприятный период для наблюдения Сатурна в 2016 году.

Сатурн в эти месяцы виден всю ночь в созвездии Змееносца. Его бледно-желтоватый блеск к дате противостояния достигает максимальной +0,2m звездной величины. Но в целом условия видимости планеты в этом году остаются неблагоприятными, так как в кульминации Сатурн поднимается в средних широтах не выше 10-12° над горизонтом.

Луна, Сатурн и Марс на ночное небо Москвы в самую короткую ночь в году 21.06.2015. Вид на юг. Созвездия Лира, Лебедь, Орел, Змееносец, Северная Корона, Волопас Дева. Рисунок: Stellarium

Наблюдать окольцованную планету можно всю ночь над южным горизонтом с продолжительностью видимости около пяти часов. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники.

Основные события в движении по небосводу Сатурна в 2016 году:

25 марта 2016 – стояние (+0,5m), начало попятного движения;

3 июня 2016 – противостояние Солнцу (+0,2m);

13 августа 2016 – стояние (+0,5m) - переход к прямому движению;

10 декабря 2016 – соединение с Солнцем (+0,6m).

Ближайшие противостояния Сатурна

Луна в июне 2016

Видимость Луны:

1 - 3 – утром
8 - 13 – вечером
14 - 25 – ночью
26 - 28 – после полуночи
29 - 30 – утром

1 июня – Луна проходит в 2° южнее Урана (19:00)
3 июня – Луна проходит в 0,7° южнее Меркурия (12:47)
3 июня Луна в перигее: расстояние от Земли 361 142 км (13:55)
5 июня новолуние (06:00)
10 июня – Луна проходит в 2° южнее звезды Регул (17:00)
11 июня – Луна проходит в 1,5° южнее Юпитера (22:35)
12 июня Луна в фазе первой четверти (11:10)
15 июня Луна в апогее: расстояние от Земли 405 022 км (15:00)
15 июня – Луна проходит в 5° севернее звезды Спика (04:00)
17 июня – Луна проходит в 7° севернее Марса (17:00)
19 июня – Луна проходит в 10° севернее Антареса (00:00)
19 июня – Луна проходит в 2,4° севернее Сатурна (03:40)
20 июня полнолуние (14:02)
26 июня – Покрытие Нептуна Луной, видимое на северо-западе России (03:00)
27 июня Луна в фазе последней четверти (21:19)
29 июня – Луна проходит в 3° южнее Урана (03:00)

Что можно увидеть в июне в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды: β Лебедя, δ и ε Лиры, β Скорпиона, ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов;

переменные звезды: δ Цефея, β Лиры, η Орла;

рассеянные звездные скопления: М24 в созвездии Стрелец, М11 в созвездии Щит, М39 в созвездии Лебедь, Ϧ и χ Персея;

шаровые звездные скопления: М15 в созвездии Пегас, М13 в созвездии Геркулес, М3 в созвездии Гончие Псы, М5 в созвездии Змеи;

туманности: М27 в созвездии Лисичка, М57 в созвездии Лира; М8 и М17 в созвездии Стрелец, М16 в созвездии Змея;

галактики: М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М51 и М94 в созвездии Гончие Псы.

Планеты: вечером – Юпитер, ночью – Марс (!) и Сатурн (!), после полуночи – Нептун, утром – Уран.

Авторы и права: Тунк Тезель (Ночной мир)http://www.astronet.ru/db/msg/1363055
Млечный Путь, Марс и Сатурн вблизи противостояния
Авторы и права: Тунк Тезель (Ночной мир)

На этом майском ночном пейзаже горная дорога около Бурсы в Турции ведет к ярким планетам Марсу и Сатурну и центру нашей Галактики Млечный Путь. Солнце находится в противоположном направлении. Ярчайший небесный маяк на снимке – Марс, слева от него – Сатурн. Марс и Сатурн образуют на небе компактный треугольник с красным гигантом Антаресом, который расположен немного ниже Марса. В ближайшие недели две планеты будут хорошо видны всю ночь. Находясь в мае-июне противостоянии с Солнцем, они близки к Земле, и это подходящее время для их наблюдений в телескоп.

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2015-2016 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайтов:

7 декабря 2016 года в 19-00 в конференц-зале Планетария выступит кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – Александр Викторович Федорченко.