Противостояние с Землей

Дата: 20.05.2016

На юго-востоке, после захода Солнца, невысоко над горизонтом видна яркая красноватая «звезда» – это Марс. 22 мая 2016 года в 14:00 мск, находясь в 76 млн км от Земли, он вступит в противостояние с Солнцем. А 31 мая Марс сблизится с Землей на минимальное расстояние в 75,3 млн км. Наступает один из самых благоприятных периодов наблюдения красной планеты за последние два года.

Видимость Марса в телескоп в 2016 году

Еще древние астрономы, наблюдая за ночным небом, обнаружили пять светил, странно блуждающих среди неподвижных звезд. Из месяца в месяц они грациозно шествуют дорогой Зодиака, сочетая свои причудливые развороты с размеренным ходом Солнца. В основном, они движутся с запада на восток, однако, временами останавливаются, словно что-то забыли, пятятся, выписывая петли среди звезд, и снова пускаются вдогонку. Их назвали планетами (planeta, от греч. astèr planétes — блуждающая звезда). Кстати, к числу планет в древности причисляли Луну и Солнце. В те далекие времена было известно пять блуждающих звезд, пять планет, видимых невооруженным глазом: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждую планету отождествляли с каким-нибудь из богов национального пантеона, например, красная планета у вавилонян носила имя бога смерти Нергала; греки, глядя на нее говорили, что это планета посвящена богу войны Аресу; а римляне дали ей имя римского бога войны Марса.

Планета Марс сегодня изучена, пожалуй, лучше всех остальных планет. И каждые два года она продолжает «рисовать» среди звезд свои замысловатые петли.

Именно в этот период Марс привлекает к себе особо пристальное внимание землян!

Петлеобразная траектория Марса, видимая с Земли в период с июля 2007 по май 2008 г.

Петлеобразная траектория Марса видимая с Земли в период с июля 2007 по май 2008 г.

Зигзаг Марса. Движение Марса в 2005-2006 г.г.

Картинка состоит из наложенных друг на друга кадров. Снимки Марса делались каждую неделю, начиная с июля 2005 (нижний правый угол) и до февраля 2006 (верхний левый угол). На финальной композиции мы можем видеть траекторию попятного движения Красной планеты, видимую с Земли в этот период. 7 ноября 2005 года Марс находился в противостоянии. Дата пришлась как раз на середину серии снимков, где Марс виден наиболее близко и ярко. В действительности, орбита Марса не имеет зигзага. Такой видимый на фоне неподвижных звезд зигзаг Марса – результат движения самой Земли, которая обгоняет Марс в этот период порождая иллюзию попятного движения Красной планеты, видимого с Земли. Фото: http://apod.nasa.gov/apod/ap060422.html

Земля и Марс - космические соседи. Земля обращается по орбите чуть ближе к Солнцу, а Марс - чуть дальше. Оборот Земли происходит за год, а Марса - почти за два земных года. Поэтому Земля «по внутренней дорожке» сначала перегоняет медлительный Марс, но вскоре, обогнав его на круг, вновь оказывается в роли догоняющего. Так они и «бегают» уже несколько миллиардов лет, постоянно сближаясь и удаляясь друг от друга.

Видимая с Земли траектория Марса в период сближения двух планет. На рисунке показаны орбиты Марса и Земли. Видно, что плоскости орбит Марса и Земли не совпадают.

Что такое противостояния Марса?

Сближения Земли и Марса - астрономы называют эти события «противостояниями» - происходят примерно через каждые два года (в среднем через 780 суток). Астрономы ждут этих моментов: в период противостояния, когда Марс приближается к Земле, его поверхность удобнее всего изучать в телескоп. В противостоянии планета пересекает небесный меридиан в полночь, располагается ближе всего к Земле и имеет максимальный блеск.

Марс в противостоянии с Солнцем 22 мая 2016 года. Рисунок-схема: solarsystemscope.com

Марс в противостоянии с Солнцем 22 мая 2016 года.
Рисунок-схема: solarsystemscope.com

Если бы орбиты Земли и Марса были круговыми, то все противостояния этих планет были бы одинаковыми. Но это не так: орбиты планет эллиптические. Правда, орбита Земли лишь чуть-чуть отличается от окружности, но орбита Марса вытянута весьма заметно. А поскольку промежуток времени между противостояниями немного больше двух лет, то Земля за это время совершает чуть больше двух оборотов по орбите, а Марс - немного больше одного оборота. Значит, при каждом противостоянии эти планеты встречаются в разных местах своих орбит, приближаясь друг к другу на разное расстояние.

Противостояния Марса с 1997 г. по 2025 г.

Противостояния Марса с 1997 г. по 2025 г.

Вдоль орбиты Земли (внутренняя окружность) указаны месяцы ее прохождения по данному участку. У орбиты Марса (наружная окружность) указаны точки перигелия (Р) и афелия (А). На линиях, соединяющих планеты в момент противостояния, указан год и минимальное расстояние до Марса в астрономических единицах. Рисунки: статья В.Г. Сурдина ; http://mars-2025.ru/.

Если противостояние случается в период нашей зимы, - с января по март, - то расстояние до Марса довольно велико, около 100 млн км. Но если Земля сближается с Марсом в конце лета, когда Марс проходит перигелий своей орбиты, то расстояние от Земли до Марса сокращается всего до 56-60 млн км. Такие благоприятные противостояния называют ВЕЛИКИМИ, они случаются через каждые 15 или 17 лет и непременно приносят астрономам новые открытия о природе Красной планеты.

Противостояние тем благоприятнее, чем ближе оно приходится к 28 августа, так как в этот день Земля проходит ближе всего к перигелию орбиты Марса.

Таблица. Великие противостояния Марса с 1830 г. по 2035 г.Расстояние от Земли до Марса указано в астрономических единицах и млн км.

Таблица. Великие противостояния Марса с 1830 г. по 2035 г.
Расстояние от Земли до Марса указано в астрономических единицах и млн км.

Самым знаменитым противостоянием Марса по праву считают случившееся 5 сентября 1877 г. Именно тогда американский астроном Асаф Холл (1829-1907) открыл два спутника Марса - Фобос и Деймос. И тогда же итальянский астроном Джованни Скиапарелли (1835-1910) открыл знаменитые марсианские «каналы».

Последнее Великое противостояние произошло 28 августа 2003 года, Марс находился на минимальном расстоянии от Земли — 55,79 млн км. Следующее Великое противостояние произойдет 27 июля 2018 года, Марс приблизится к Земле на 57,77 млн км.

В среднем противостояния Марса происходят примерно раз в 780 дней, Великие — раз в 15 лет.

Противостояния Марса с 1969 г. по 2020 г.Расстояние от Земли до Марса указано в астрономических единицах и млн км. Таблица: http://earth-chronicles.ru

Противостояния Марса с 1969 г. по 2020 г.
Расстояние от Земли до Марса указано в астрономических единицах и млн км.
Таблица: http://earth-chronicles.ru

Марс – противостояние: «полномарсие» 22 мая 2016 года

22 мая 2016 года в 14:00 мск, находясь в 76 млн км от Земли, Марс вступит в противостояние с Солнцем. Период противостояния начался 17 апреля 2016 г., когда Марс начал пятиться, описывая зигзаг на небосводе, 30 июня 2016 г. Марс «выйдет из петли» и вновь начнет двигаться в одном направлении с Солнцем. Именно в этот период происходит сближение Марса и Земли.

Анимация. Самое детальное полномерное изображение Марса, полученное КТ Хаббла

В момент противостояния Земля окажется точно между Солнцем и Марсом, наступит «полномарсие» (этот искусственный термин введен по аналогии с полнолунием). Именно в этот момент очень хорошо освещен весь диск Марса, и можно детально наблюдать элементы его поверхности: кратеры, вулканы, полярные шапки и перистые облака в тонкой атмосфере Красной планеты. Это противостояние станет последним перед Великим противостоянием Марса в 2018 году.

Луна и планеты в полночь 22 мая 2016. Слева от Марса виден Сатурн, который 3 июня 2016 г. также пройдет свое противостояние. Рисунок: Stellarium

Найти Марс можно над южным горизонтом в ночное время в виде яркого оранжево-красноватого светила. Видимый диаметр Марса увеличивается. Звездная величина Марса к 22 мая достигнет значения -2m . В телескоп виден диск, детали на котором визуально можно обнаружить в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Вид Марса в телескоп с 12.11.2015 г. по 22.05.2016

В мае Марс перемещается по созвездию Скорпиона, 28 мая переходя в созвездие Весов.

Видимый диаметр Марса во время противостояния достигнет 18,4 угловых секунд, но максимальное сближение с Землей произойдет позднее (31 мая). Поскольку орбиты Марса и Земли не круговые, а их плоскости не совпадают, то момент противостояния близок, но не совпадает с моментом максимального сближения планет. Минимальное сближение планет произойдет 31 мая 2016 года в 1:00 мск. Марс окажется в 75,3 млн км от Земли. Его блеск достигнет -2,1m. Хотя Марс и яркий, но текущее противостояние не дотягивает до Великого.

Марс яркий, но текущее противостояние не тянет на Великое

Несмотря на низкое положение планеты над горизонтом в средних широтах, период противостояния - лучшее время для наблюдений загадочной планеты. Детали на поверхности Марса можно уже сейчас наблюдать в небольшой телескоп.

1 и 2 июня с 21:00 до 24:00 Московский Планетарий проводит вечерние астрономические наблюдения «Взгляд в телескоп. Марс». А 3 июня впервые в Планетарии состоится грандиозное мероприятие «Ночь с Марсом», во время которого посетители смогут не только наблюдать Красную планету, но и послушать лекцию и посмотреть полнокупольный фильм о Марсе. Билеты можно приобрести на сайте.

Желаем всем ясного неба и удачных наблюдений!

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2015-2016 учебный год, Большой энциклопедии астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайта http://www.astronet.ru

7 декабря 2016 года в 19-00 в конференц-зале Планетария выступит кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – Александр Викторович Федорченко.