Уважаемые посетители! 03.12.2016 г. Планетарий закрыт для посещения по техническим причинам.
ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТАРИЯ.

Астрономический прогноз на апрель 2016

Дата: 24.03.2016

55 лет назад, 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. гагарин12 апреля весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос). Апрель подарит наблюдателям звездного неба настоящий весенний звездный дождь в созвездии Лиры! 22 апреля наступает максимум действия метеорного потока Лириды. Весенними апрельскими вечерами можно будет наблюдать Меркурий.

Избранные события апреля 2016 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1. Звездное небо апреля
2. Космическая погода
3. Наблюдения планет и комет в апреле 2016 года
4. Календарь Луны
5. Что можно увидеть в апреле в телескоп

1 апреля – начало утренней видимости Нептуна (в телескоп)
1 апреля – 110 лет назад родился выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат шести Сталинских премий, создатель знаменитых истребителей «ЯК» — Александр Сергеевич Яковлев.
3 апреля – рекордное сближение ярких спутников Юпитера
6 апреля – Луна проходит в 0.2° к северу от Венеры, покрытие Венеры Луной, видимое в телескоп на дневном небе в России (11:00)
6 апреля – начало вечерней видимости Меркурия
7 апреля – новолуние (14:25)
7 апреля – Луна в перигее - расстояние от Земли 357164 км (20:36)
9 апреля – покрытие Луной астероида Веста при видимости в Индонезии и акватории Тихого океана
10 апреля – Уран в соединении с Солнцем
10 апреля – 35 лет назад 10 апреля 1981 года в Москве был открыт Мемориальный музей космонавтики – один из интереснейших научно-технических музеев столицы.
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос) и шоу-марафон «Ночь Юрия» (Yuri's Night).
14 апреля – Луна в фазе первой четверти (07:01)
17 апреля – стояние Марса - планета переходит от прямого движения к попятному (05:00)
18 апреля – Марс сближается с Антаресом (созвездие Скорпиона) до 5°
18 апреля – комета PANSTARRS (C/2014 S2) сближается со звездой бета Большой Медведицы до 1.5°
19 апреля – 45 лет назад была запущена 1-я космическая станция Салют 1
20 апреля – Марс сближается с Сатурном до 7°
20 апреля – комета PANSTARRS (C/2013 X1) проходит перигелий 1.314166 а.е.
21 апреля – Луна в апогее - расстояние от Земли 406352 км (19:05)
22 апреля – полнолуние (08:25)
22 апреля – максимум действия метеорного потока Лириды (ZHR= 18) км (09:00)
22 апреля – Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day)
23 апреля – Венера проходит в 1° южнее Урана
24 апреля – Марс проходит в 4.9° к северу от Антареса (созвездие Скорпион)
25 апреля – окончание вечерней видимости Меркурия

Апрель

Ветреный апрель. С.Ю. Жуковский 1909 г.

Если по человеку судить, то этот весенний апрельский день похож на тот человеческий день, когда она говорит свое «да». В природе тоже так: «да!» — и после того она снова начинает зеленеть. День такой в природе, как бывает у человека: полный огромных сил, способный землю перевернуть, если бы можно было за что-нибудь ухватиться.
М. Пришвин Апрельский день

Исторические европейские названия апреля включают его англосаксонское обозначение Oster-monath или Eostur-monath. Ключевым словом в этом обозначении является корень Oster/Eostur, или Easter в современном английском, что переводится как «Пасха». В Финляндии апрель называют «huhtikuu» - месяц сожжения деревьев, так как именно в это время рубят и жгут деревья, очищая землю под сельскохозяйственные угодья. В литовском языке апрель называется «balandis», или голубь. У турков месяц называется «nisag» - первые плоды. В народных русских месяцесловах апрель называли снегогон, ручейник, водолей, первоцвет. То есть апрель – это месяц пробуждения природы, первых всходов, готовых распуститься почек, зеленеющей травы.

В Москве и Подмосковье после схода снега зацветают мать-и-мачеха, орешник, красная верба, ольха, лютики. С юга прилетают журавли, а ближе к маю начинает куковать кукушка.

Апрель начинается в тот же день недели как июль во все годы, и как январь в високосные годы. Каждый год заканчивается в тот же день недели, как и декабрь. Среднемесячная температура в московском регионе составляет +6-+8 градусов.

Звездное небо апреля

В апреле продолжительность светового дня существенно прибавляется, и звездное небо открывается для наблюдений только ближе полуночи. Высоко над головой находится созвездие Большой Медведицы, которое постепенно склоняется к западу.

звездное небо север звездное небо юг

В южной части неба расположен Волопас. Самой яркой звездой Волопаса является Арктур. Чтобы найти ее на небе, нужно проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы – Алиот, Мицар, Бенетнаш.

яркая звезда Волопаса - Арктур

Чтобы найти на небе Арктур, нужно мысленно проложить дугу через звезды ручки ковша Большой Медведицы

На юго-востоке высоко – Геркулес и Северная Корона, под ними – Змееносец, восточнее которого восходит созвездие Скорпиона с яркой красной звездой Антаресом.

Обнаружить некоторые созвездия достаточно просто по астеризмам. Астеризм – это легко различимая группа звезд, имеющая устоявшееся самостоятельное название. Например, одним из известных астеризмов является «Большой Ковш» созвездия Большой Медведицы.

Вид на юг. Созвездия Геркулеса, Волопаса, Большой Медведицы и Льва

Апрельское вечернее небо Москвы. Вид на юг. Созвездия Геркулеса, Волопаса, Большой Медведицы и Льва можно обнаружить по астеризмам «Бабочка», «Парашют», «Большой Ковш», «Серп». Рисунок Meteoweb.ru

Вид на север. Созвездия Кассиопеи, Малой Медведицы, Дракона и Лебедя

Апрельское вечернее небо Москвы. Вид на север. Созвездия Кассиопеи, Малой Медведицы, Дракона и Лебедя можно обнаружить по астеризмам «W», «Малый Ковш», «Голова Дракона», «Северный Крест». Рисунок Meteoweb.ru
яркая бело-голубая звезда Вега (α Лиры)

На северо-востоке над горизонтом поднимается яркая бело-голубая звезда Вега (α Лиры). Другие основные звёзды созвездия Лиры видны чуть ниже Веги в виде небольшого параллелограмма.

Апрельское звездное небо украсит весенний звездный дождь Лириды, который 22 апреля достигнет своего максимума. В этот день, метеорный поток Лириды порадует наблюдателей ожидаемым числом метеоров до 18 в час.

Радиант Лирид

Радиант Лирид находится на границе созвездий Лиры и Геркулеса и к полуночи виден на востоке

Солнце

Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна. Продолжительность дня быстро увеличивается от 13 часов 07 минут до 15 часов 23 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 38 до 49 градусов. Длительные сумерки в средних и северных широтах оставляют немного времени для глубокого темного неба (несколько часов). Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в начале апреля, а к концу месяца здесь наступят белые ночи.

Наблюдения солнечных пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод astronet.ru/db/msg/1222232).

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь и солнечной активности с 24 марта по 19 апреля 2016 года

Прогноз магнитных бурь и солнечной активности с 24 марта по 19 апреля 2016 года Фото: http://www.tesis.lebedev.ru/forecast_activity.html

Наблюдения планет и комет в апреле 2016 года

• Вечером – Меркурий (!) в созвездии Овен;
  • Ночью – Марс в созвездии Скорпион и Змееносец и Юпитер (!) в созвездии Льва;
  • После полуночи – Сатурн в созвездии Змееносец.

Луна и Меркурий вечером 5-10 апреля 2016 г.

Луна и Меркурий вечером 5-10 апреля 2016 г. Фото: ШАК.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб до 5 апреля, переходя затем в созвездие Овна. Почти весь апрель Меркурий виден на вечернем небе. Найти его можно будет у западного горизонта в виде достаточно яркой звезды. В телескоп в период видимости можно будет наблюдать крохотный диск постепенно превращающийся в полудиск, а затем в серп с максимальными размерами более 10 угловых секунд. Лучший период вечерней видимости придется на середину месяца (18 апреля), когда продолжительность видимости быстрой планеты превысит 1 час.

Серп Меркурия

Серп Меркурия. Фото: NASA/JHUAPL/Gordan Ugarkovic.

Сближение ярких спутников Юпитера

Сближение ярких спутников Юпитера Рисунок: Stellarium.

Кометы в апреле 2016. Из комет, видимых в апреле с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: Catalina (C/2013 US10), и PANSTARRS (C/2014 S2). Самая наблюдаемая комета Catalina (C/2013 US10) медленно перемещается по созвездию Персея. Блеск кометы постепенно снижается. Небесная странница PANSTARRS (C/2014 S2) перемещается по созвездию Большой Медведицы.

Луна в апреле 2016

Видимость Луны:

1 - 4 апреля – утром
8 - 13 апреля – вечером
14 - 26 апреля – ночью
27 - 28 апреля – после полуночи
29 - 30 апреля – утром

Календарь Луны:

7 апреля – новолуние (14:25)
7 апреля – Луна в перигее - расстояние от Земли 357164 км (20:36)
8 апреля – Луна проходит в 5° южнее Меркурия (17:00)
10 апреля – покрытие Луной звезды дзета 2 Тельца при видимости на Европейской части России
10 апреля – покрытие Луной звезды Альдебаран при видимости в Северной Америке (01:00)
14 апреля – Луна в фазе первой четверти (07:01)
17 апреля – Луна проходит в 2° южнее Регула (созвездие Льва)(03:00)
18 апреля – Луна проходит в 2° южнее Юпитера (06:00)
21 апреля – Луна проходит в 5° севернее Спики (созвездие Дева) (15:00)
21 апреля – Луна в апогее - расстояние от Земли 406352 км (19:05)
22 апреля – полнолуние (08:25)
25 апреля – Луна проходит в 4.1° севернее Марса
25 апреля – Луна проходит в 10° севернее Антареса (созвездие Скорпион)
25 апреля – Луна проходит в 2.4° севернее Сатурна
30 апреля – Луна в фазе последней четверти (06:25)

Что можно увидеть в апреле в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

Двойные звезды: ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов, ι Рака;
Переменные звезды: δ Цефея, β Лиры;
Рассеянные звездные скопления: Ясли в созвездии Рак;
Шаровые звездные скопления: М13 в созвездии Геркулес, М3 в созвездии Гончие Псы, М5 в созвездии Змеи;
Туманности: М57 в созвездии Лира;
Галактики: М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М51 и М94 в созвездии Гончие Псы, М87 и М104 в созвездии Дева.

Яркий метеор Лирид

метеорный поток Лириды

Авторы и права: Марко Корозец Перевод: Д.Ю. Цветков

Апрельские ливни на Земле включают метеорный поток Лириды, который наблюдается более двух тысяч лет, когда планета раз в год пересекает поток пыли от долгопериодической кометы Тэтчер. Частичка кометной пыли, летящая со скоростью 48 километров в секунду на высоте около 100 километров запечатлена на этом виде ночного неба ранним утром 21 апреля. Вспыхнув над юго-восточным горизонтом, яркий след метеора пересек центральную часть восходящего Млечного Пути. Продолжение следа назад указывает на радиант потока в созвездии Лиры, которое высоко поднимается на северном весеннем небе и находится за верхним краем картинки. Желтоватое сияние гигантской звезды Антарес видно справа от балджа Млечного Пути. Еще выше, около правого края – яркая планета Сатурн. Зеленоватое свечение метеора из потока Лирид отражается в водах Адриатичского моря, снимок сделан из Истры в Хорватии.

**********************************************************************

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2015-2016 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайтов:

7 декабря 2016 года в 19-00 в конференц-зале Планетария выступит кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – Александр Викторович Федорченко.