19 февраля Московский Планетарий отметит День рождения Коперника

Дата: 18.02.2016

19 февраля 1473 года в городе польском городе Торуне родился Николай Коперник. В Краковском университете, куда поступил Коперник в 1491 году, он усердно изучал математику, медицину и богословие, особое внимание, впрочем, уделяя астрономии. И хотя среди своих современников Коперник прослыл искусным эскулапом и лечил прусских королевских особ, в медицине он никаких открытий не совершил, а вот в астрономии, напротив, ему удалось произвести настоящую астрономическую революцию, создав гелиоцентрическую систему мира.

Открытие Коперника объяснило видимое движение Солнца по небосводу. Ученый установил, что Земля движется вокруг Солнца, совершая в течение года полный оборот по своей орбите, а восходы и закаты Солнца происходят из-за вращения Земли вокруг своей оси. Главной причиной обращения к гелиоцентризму было несогласие Коперника с геоцентрической теорией Птолемея. Одним из главных недостатков геоцентрического строения мира было то, что возникала иллюзия возвратного движения планет относительно Земли. Анализируя данные астрономических наблюдений, Коперник объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений.

Сложные движения планет, которые были главной загадкой астрономии с древнейших времён, в гелиоцентрической системе объясняются тем, что угловые скорости движения планет по орбитам уменьшаются с увеличением расстояния от Солнца. В результате, когда планета наблюдается в той же части неба, что и Солнце, она совершает видимое движение относительно звёзд в том же (прямом) направлении, что и Солнце: с запада на восток. Однако когда Земля проходит между Солнцем и планетой, она как бы опережает планету, в результате чего последняя движется на фоне звёзд в обратном направлении, с востока на запад. Отсюда следует, что планеты совершают попятные движения, когда планеты находятся наиболее близко к Земле и, как следствие, являясь наиболее яркими при наблюдении с Земли. Результаты своих трудов Коперник обнародовал в книге “О вращениях небесных сфер”.

Экспонат «Гео- и гелиоцентрическая система мира» в интерактивном музее «Лунариум»

В день рождения ученого – 19 февраля - во время экскурсий по музеям Урании и «Лунариум» Московского Планетария наши посетители узнают о жизни и открытиях Николая Коперника. А в 15:10 в музее Урании для посетителей Большого Звездного зала пройдет праздничная викторина, победители которой унесут с собой книги о космосе.