8 или 9? Дмитрий Вибе комментирует открытие новой планеты

Дата: 21.01.2016

Вчера мир облетела новость об открытии американскими астрономами М. Брауном и К. Батыгиным девятой (кто бы мог подумать!) планеты Солнечной системы.  Так сколько же теперь планет обращается вокруг нашей звезды и поставило ли данное открытие точку в переписи планет? На вопросы Московского Планетария, касающиеся нового открытия, ответил доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе.

Дмитрий Вибе: Необходимо сразу уточнить, что никакого открытия планеты пока не состоялось. Скорее, суть работы К. Батыгина и М. Брауна можно сформулировать так: открыты обстоятельства, указывающие на возможное существование ещё одной планеты Солнечной системы.

Московский Планетарий:  Что данное открытие означает для человечества и для науки?

Д.В.: Открытие ещё одной планеты существенно расширило бы пределы нашего космического дома - Солнечной системы - и позволило бы нам точнее осознать своё место во Вселенной. Исследование внесолнечных планетных систем показало, что конфигурация известных планет Солнечной системы (круговые орбиты, лежащие примерно в одной плоскости) не является чем-то "стандартным". Среди экзопланет есть и планеты на очень вытянутых орбитах, и планеты, орбиты которых сильно наклонены к оси вращения звезды. Это заставляло думать о том, что обстоятельства формирования Солнечной системы были в чём-то уникальными. Обнаружение планеты с такими же "необычными" орбитальными параметрами в Солнечной системе означало бы, что в ней, возможно, происходили те же процессы, что и в других планетных системах, просто мы о ней далеко не всё ещё знаем. Да и в целом исследование динамики тел на дальних окраинах Солнечной системы является важным источником информации о её ранней эволюции.

М.П.: Насколько достоверно это открытие, или полученные данные могут измениться, и планета может оказаться другим небесным телом?

Д.В.: Пока есть только теоретическое предсказание, которое хотя и кажется довольно обоснованным, но нуждается в наблюдательном подтверждении. Только после этого можно будет говорить об открытии. Предсказываемые параметры указывают на то, что гипотетическое тело является планетой, но не на круговой (как известные планеты), а на сильно вытянутой орбите. Фактически, судить о том, что это именно планета, можно  только по массе, которая оценивается в несколько масс Земли. Возраст оценить невозможно, но было бы довольно странно, если бы он сильно отличался от возраста остальных тел Солнечной системы.

М.П.: Почему обстоятельства, указывающие на возможное существование еще  одной планеты в Солнечной системе, открыты учеными именно сейчас? Почему раньше не удавалось сделать такое открытие, к примеру, с помощью космических аппаратов вроде «Вояджера-2», выполнявших миссию по изучению удаленных Урана и Нептуна.

Д.В.: На возможное наличие этой планеты указали закономерности в движении некоторых транснептуновых объектов. Эти объекты были обнаружены только в последние годы. Для обнаружения планеты на такой далёкой орбите нужно чувствительное мощное оборудование, которого на "Вояджерах" нет. Кроме того, гипотетическая планета может находиться существенно дальше от Солнца, чем "Вояджеры".

М.П.: Что из себя может представлять эта планета? Есть ли какие то данные на этот счет?

Д.В.: Известна только оценка массы -  несколько масс Земли.

М.П.: Позволяет ли открытие предположить, что в Солнечной системе существуют и другие крупные планеты, которые пока не обнаружены учеными?

Д.В.: Я думаю, что сначала нужно по-настоящему открыть эту планету!