Уважаемые посетители! 03.12.2016 г. Планетарий закрыт для посещения по техническим причинам.
ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТАРИЯ.

Астрономический прогноз на январь 2016

Дата: 25.12.2015

В первый месяц нового года Земля пройдет на минимальном расстоянии от Солнца, а Венера сблизится на небосводе с Сатурном, в телескопы можно наблюдать комету Каталина, а невооруженным глазом - метеорный поток Квадрантиды. В конце января Меркурий, Венера, Сатурн, Марс и Юпитер образуют парад всех ярких планет Солнечной системы с присоединившейся к ним Луной.

Избранные события января в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1 января – комета Каталина (C/2013 US10) близ звезды Арктур (альфа Волопаса)
1 января – 215 лет назад Джузеппе Пиацци открыл первый астероид (Церера)
2 января – Луна в апогее - расстояние от Земли 404279 км (14:53)
3 января – Земля в перигелии: расстояние до Солнца 0,983 а.е. видимый диаметр Солнца наибольший
4 января – максимум действия метеорного потока Квадрантиды (120 метеоров в час в зените) (10:00)
6 января – 165 лет назад Леон Фуко впервые продемонстрировал вращение Земли с помощью маятника
7 января – Венера, Сатурн и Луна близ Антареса
9 января – Венера проходит в 5 угловых минутах севернее Сатурна
11 января – 70 лет назад родилась «радиолокационная астрономия» (исследует тела Солнечной системы с помощью отраженных ими радиоволн, посланных передатчиком. Объектами исследования являются планеты, их спутники, кометы, солнечная корона http://www.astronet.ru/db/msg/1188604)
10 января – новолуние (04:30)
15 января – 10 лет назад капсула КА «Stardust» (космический аппарат НАСА, предназначенный для исследования кометы Вильда 2) вернулась на Землю
15 января – Луна в перигее - расстояние от Земли 369619 км (05:10)
17 января – 230 лет назад Пьер Мишен открыл комету 2P/Encke
19 января – 10 лет назад к Плутону был запущен КА «Новые Горизонты (New Horizons)»
20 января – покрытие Луной звезды Альдебаран при видимости в Северной Америке
24 января – 30 лет назад КА «Voyager 2» пролетел вблизи Урана
24 января – Полнолуние (04:46)
28 января – 405 лет со дня рождения Яна Гевелия (Johannes Hevelius)
30 января – 20 лет назад японец Юджи Хиакутаке открыл «большую комету 1996 года»
31 января – 50 лет назад была запущена АМС «Луна 9» (последующая мягкая посадка)
31 января – Меркурий, Венера, Сатурн, Марс и Юпитер образуют парад всех ярких планет Солнечной системы с присоединившейся к ним Луной

Январь

Астрономический прогноз на январь 2016

…Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом…Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

(И.С. Тургенев, Отцы и дети)

Исторические европейские названия января включают его саксонское обозначение Wulf-monath («волчий месяц») и название, которое дал король франков Карл Великий — Wintarmanoth («зимний/холодный месяц»). В древнерусском календаре до христианства январь назывался просинец, в народных месяцесловах также — перезимье, лютовей, трескун, ломонос. Такие определения зимнего месяца явно говорят о холодной погоде, которая приходится на середину зимы. Среднемесячная температура января в Подмосковье: −10,3 °С. Известный минимум приходился на 1940 год, когда температура опускалась до −51 °С, а в 2007 году был зафиксирован исторический максимум: +8°С.

После дня зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря, световой день в январе постепенно прибывает и увеличивается на 1 час 30 минут.

Солнце движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается, достигая к концу месяца 8 часов 32 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 11 до 16 градусов. Январь - не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно в телескоп или бинокль.
3 января 2016 года Земля будет находиться в перигелии к Солнцу, то есть 3 января 2016 года наша планета окажется ближе всего к Солнцу. Расстояние до Солнца составит 0,983 а.е. видимый диаметр Солнца будет наибольшим. Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со средней скоростью 29,765 км/сек. Ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли называется перигелием и составляет 147 117 000 км (0,983 а.е.), самая далекая - афелием - 152 083 000 км (1,0167 а.е.).

минимальном расстоянии от Солнца

3 января Земля находится на минимальном расстоянии от Солнца, или в перигелии к Солнцу.

Из-за того, что Земля в перигелии на 5 миллионов километров ближе к Солнцу, чем в афелии, видимый размер солнечного диска в перигелии больше, чем в афелии. Это различие неощутимо на глаз, т.к. изменение размера диска происходит плавно в течение полугода.

Однако масштабные фотографии Солнца, сделанные в течение года, наглядно показывают, что угловой размер звезды меняется довольно значительно на крайних точках орбиты. Ниже приведены для сравнения два изображения Солнца, сделанные с помощью телескопа и цифрового фотоаппарата в дни перигелия и афелия 2008 года:

Солнце в перигелии и в афелии

Солнце в перигелии и в афелии. Фото: Энрико Люко Червигон

Звездное небо января

Январское небо украсит комета Каталина, которая в новогоднюю ночь будет на небе рядом с ярким Арктуром (альфа Волопаса), а 17 января пройдет на близком к Земле расстоянии. Комета Каталина доступна для наблюдения в бинокль и любительские телескопы на ясном не засвеченном городскими огнями и полной Луной небе. Комета Каталина движется в январе по созвездиям Волопас, Гончие Псы, Большая Медведица и Дракон, затем она пройдет по созвездиям Жираф, Персей, Возничий и 28 мая исчезнет из поля видимости, улетая в глубины космоса (см карту).

комета Каталина

В южной области неба высоко над горизонтом расположилось созвездие Близнецов. Звезды Кастор (α Близнецов) и Поллукс (β Близнецов) представляют головы близнецов Диоскуров. Под ними – Малый Пес, к востоку от которого расположились Рак и поднявшийся над горизонтом Лев. Вблизи зенита находится Возничий. Его можно найти по астеризму «Козлята», который соответствует части традиционной фигуры созвездия – козе с козлятами, удерживаемых Возничим.

астеризм «Козлята»

Иллюстрация www.astrogalaxy.ru/astrokindsky.html

Астеризм включает главную звезду созвездия, α Возничего, Капеллу. На северо-востоке виден хорошо узнаваемый ковш Большой Медведицы. На востоке астеризм «зимний треугольник» состоящий из ярких звезд Сириус (альфа Большого Пса), Бетельгейзе (альфа Ориона) и Процион (альфа Малого Пса).

На востоке астеризм «зимний треугольник»

Рисунок: http://meteoweb.ru/

Млечный Путь простирается с юго-востока к северо-западу и проходит вблизи области зенита.

небо янв.PNG

В январском небе прольется звездный дождь – метеорные потоки Квадрантиды достигнут пика своей активности 4 января 2016 г. Количество наблюдаемых метеоров может составить до 200 в час, однако они имеют слабую светимость и среднюю скорость. Квадрантиды вылетают из созвездия Волопаса, которое в январе восходит над горизонтом в восточной части неба. Но свое название метеорный поток получил от неиспользуемого в современной астрономии созвездия Стенного Квадранта. Наблюдать Квадрантиды лучше всего с 11 часов вечера и до рассвета.

созвездие Стенного Квадранта

Отмененное астрономами созвездие Стенного Квадранта, в честь которого назван метеорный поток Квадрантиды, хорошо заметно над головой у Волопаса и имеет форму древнего астрономического прибора.

Наблюдения планет Солнечной системы в январе

Вечером – Уран в созвездии Рыбы и Нептун в созвездии Водолей;

Ночью – Юпитер в созвездии Льва;

Утром – Венера (!) в созвездии Весы (до 2.01), в созвездии Скорпион (до 5.01), в созвездии Змееносец (до 20.01), затем в созвездии Стрелец, Марс в созвездии Дева (до 17.01), в созвездии Весы (до 20.01), и Сатурн в созвездии Змееносец.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 5 января переходя в созвездие Змееносца, а 20 января - в созвездие Стрельца. Планета наблюдается (в виде самой яркой звезды) по утрам в юго-восточной части неба в течение двух часов. Венеру можно увидеть невооруженным глазом даже днем. В телескоп можно наблюдать белый овал без деталей.

Луна, Сатурн и Венера

Луна, Сатурн и Венера над юго-юго-восточным горизонтом 7 января 2016 года в 08:00 по мск

Марс наблюдается ближе к утру над южным горизонтом. В первой половине месяца планета перемещается по созвездию Девы, и найти ее на небе можно, ориентируясь на самую яркую звезду этого созвездия – Спику. Планета наблюдается около 6 часов на ночном и утреннем небе над юго-восточным и южным горизонтом. 4 января 2016 г. в 6-30 мск можно будет увидеть Марс, убывающую Луну и Спику, которые выстроятся на небосводе в ряд.

4янв марс.PNG

Юпитер будет хорошо виден по ночам юго-восточной части неба в созвездии Дева. Планета в январе находится высоко над горизонтом, ее диск можно разглядеть в бинокль или телескоп. Идет очередной благоприятный период видимости Юпитера. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты.

Сатурн появляется невысоко над горизонтом в предрассветном небе и движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта, а видимость ее к концу месяца увеличится от полутора до трех часов. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. 9 января 2016 г. в 7-00 мск произойдет соединение Венеры и Сатурна. Расстояние между небесными светилами составит всего 5 угловых минут.

в 9 1.png

9 1 в.png

Уран наблюдается по вечерам в созвездии Рыбы. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в первой половине месяца.

Нептун движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Планету можно наблюдать по вечерам (5 - 2 часа в средних широтах) в юго-западной части неба невысоко над горизонтом. Для его поисков понадобится бинокль и звездные карты. Его диск различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе).

Луна

Фазы Луны в январе 2016 г.

Календарь лунных фаз на январь 2016

2 января (в 8:32 мск) – Последняя четверть.
10 января (в 4:31 мск) – Новолуние.
17 января (в 2:27 мск) – Первая четверть.
24 января (в 4:46 мск) – Полнолуние.

Период видимости Луны в январе 2016

• 1 - 9утром в созвездиях Дева, Весы, Змееносец, Скорпион, Стрелец;
  • 11 - 17вечером в созвездиях Козерог, Водолей, Рыбы;
  • 18 - 29 – ночью в созвездиях Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев;
  • 30 - 31 – после полуночи в созвездии Девы.

Что можно увидеть в январе в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

• двойные звезды: ζ Б.Медведицы, α Гончих Псов, ι Рака, Ɵ Ориона, Ɵ Тельца, η Персея, γ Андромеды, η Кассиопеи,
  • переменные звезды: δ Цефея, β Персея, λ Тельца, ζ Близнецов;
  • рассеянные звездные скопления: Ясли в созвездии Рак, М35 в созвездии Близнецы, Плеяды в созвездии Телец, Ϧ и χ Персея;
  • шаровые звездные скопления: М3 в созвездии Гончие Псы.
  • туманности: М1 в созвездии Телец, М42 в созвездии Орион;
  • галактики: М31 в созвездии Андромеда, М33 в созвездии Треугольник, М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М94 в созвездии Гончие Псы.

Главные астрономические события 2016 года

Главным астрономическим событием наступающего 2016 года, помимо полного солнечного затмения 9 марта, прохождение Меркурия по диску Солнцабудет редкое астрономическое событие, видимое почти на всей территории России – прохождение Меркурия по диску Солнца, которое состоится 9 мая 2016 года. Полная длительность явления достигнет 7,5 часов (с 14:12 до 21:42 по московскому времени)! За это время вероятны просветы даже при облачной погоде. С учетом того, что в мае месяце достаточно много ясных дней, да и обычно в День Победы небо над Москвой специально очищается от облаков, существует достаточно большой шанс увидеть это редкое явление.

Начнется явление в 14:15 по московскому времени (время вступления Меркурия на диск Солнца), середина прохождения в 17:56, а закончится в 21:41 (последний контакт Меркурия и Солнца).

Явление будет полностью доступно для наблюдателей из самых западных частей России, чем дальше к востоку - тем хуже, там кое-где Солнце уже успеет зайти за горизонт. Двигаясь обратным движением, Меркурий пройдет по солнечному диску слева-направо, немного южнее его центра.

Очередной шанс увидеть Меркурий на диске Солнца у россиян появится только в ноябре 2032 года.
прохождение Меркурия по диску Солнца 2010год

Всего в 2016 году произойдут два солнечных затмения – полное 9 марта и кольцеобразное 1 сентября и два полутеневых лунных затмения - 23 марта и 16 сентября. Максимальная фаза полного солнечного затмения 9 марта будет наблюдаться над Индонезией и Океанией, в Москве не будет видно даже частных фаз этого затмения.

Нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра.

*************************************************************************

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2015-2016 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайтов:

7 декабря 2016 года в 19-00 в конференц-зале Планетария выступит кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – Александр Викторович Федорченко.