24 ноября на утреннем небе появился Сатурн

Дата: 26.11.2014

Одна из самых больших и красивых планет Солнечной системы – Сатурн – входит в период утренней видимости.

После соединения с Солнцем 18 ноября на утреннем небе появился Сатурн. В средних широтах северного полушария Земли Сатурн восходит на юго-востоке.

sat_01.jpg

Фото Stellarium. Положение Сатурна и Меркурия 25.11.2014 г. 8 часов 38 минут по московскому времени.

Сатурн – последняя планета, видимая невооруженным глазом. Весь ноябрь месяц Сатурн находится южнее звезды гамма Весов, перемещаясь в одном направлении с Солнцем. В течение всего года планета перемещается по созвездию Весов. Наблюдать Сатурн можно при ясной погоде в лучах утренней зари у юго-восточного горизонта.

В небольшой телескоп, можно наблюдать детали поверхности Сатурна, кольцо и спутник Титан.

sat_02.jpg

Так виден Сатурн и два его спутника в телескоп Celestron Omni XLT 150.

Желтые и золотые полосы, которые видны в атмосфере Сатурна в телескоп, являются результатом супер-быстрых ветров в верхних слоях атмосферы, скорость которых достигает 2000 км/ч.

saturn-4.jpg

Масштабная модель Солнечной системы в Московском планетарии

Масштабная модель Солнечной системы, расположенная на втором этаже классического музея Урании Московского планетария, позволяет увидеть, насколько планеты Солнечной системы различны по размерам: рядом с газовыми гигантами Сатурном и Юпитером наша планета выглядит совсем маленькой.

saturn-2.jpg

Сатурн — шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Это газовый гигант, состоящий из водорода, с примесями гелия и следами воды, метана, аммиака и тяжёлых элементов. Масса Сатурна в 95 раз превышает массу Земли, однако его средняя плотность всего 0,69 г/см³, что делает его единственной планетой Солнечной системы, чья средняя плотность меньше плотности воды (1 г/см³). Экваториальный радиус Сатурна равен 60 300 км, полярный радиус — 54 400 км, т.е. планета заметно сплюснута с полюсов из-за очень быстрого вращения вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 10 ч 34 мин, именно столько времени длится день на этой планете. Среднее расстояние между Сатурном и Солнцем составляет 1430 млн. км (9,58 а.е.). Полный оборот вокруг Солнца Сатурн совершает почти за 30 земных лет.

saturn-3.jpg

Сравнение Сатурна и Земли (Фотомонтаж)

Кольца Сатурна

Кольца Сатурна — самое живописное явление в Солнечной системе. Первым кольца Сатурна увидел в 1610 году итальянский ученый Галилео Галилей, когда направил на Сатурн изготовленный им телескоп. Свое впечатление он выразил так: «У Сатурна есть два уха». Используя более сильный телескоп, голландец Христиан Гюйгенс в 1655 году разглядел то, чего не увидел Галилей. Он наблюдал вокруг Сатурна великолепные кольца, подвешенные в пространстве к бледной желто - коричневой планете. Кольца блестят и сияют в лучах далекого Солнца.

Из всех планет Солнечной системы у Сатурна самая захватывающая кольцевая система. Сегодня даже дети узнают Сатурн по окружающим его кольцам.

saturn-6.jpg

Кольца Сатурна лежат точно в плоскости экватора планеты. Толщина колец менее 1 км, но зато они очень широкие - простираются на многие десятки тысяч километров. Кольца состоят из ледяных (с вкраплениями силикатов) частиц различного размера: от 10 м вплоть до микронных пылинок. Считается, что это космический мусор – остатки комет, астероидов и разрушенных спутников.

saturn-7.jpg

Составное изображение колец Сатурна в натуральных цветах. Фото Wikipedia.

Спутники Сатурна

На сегодняшний день открыто 62 спутника Сатурна с подтверждённой орбитой, 53 из которых имеют собственные названия. Самый яркий из них — Титан можно увидеть даже в слабый телескоп в виде неяркой звездочки рядом с Сатурном. Он делает полный оборот вокруг Сатурна за 15 дней 22 часа и 41 минуту. Титан – немного больше планеты Меркурий.

saturn-8.jpg

Крупные спутники Сатурна на орбитах

saturn-9.jpg

Сатурн и Титан. Снимок Кассини.

Титан – крупнейший спутник Сатурна, второй по величине спутник в Солнечной системе (после спутника Юпитера Ганимеда), является единственным, кроме Земли, телом в Солнечной системе, для которого доказано существование жидкости на поверхности, и единственным спутником планеты, обладающим плотной атмосферой.

saturn-10.jpg

Мультиспектральный снимок Титана. Светлая область в центре – «материк» Ксанаду.

Аппарат Кассини, в 2006 году совершивший пролет над спутником Сатурна, зафиксировал особенности расположенного на Титане материка размеров с Австралию. Новый материк получил название «Ксанаду». Полученное изображение подтвердило, что Ксанаду окружен более темным ландшафтом, что говорит об отдельном и автономном происхождении материка. На западе Ксанаду отмечены темные образования, похожие на реки, впадающие в озера. В том же районе находятся горы размером с Аппалачи и кратер. И хотя на самом Сатурне, состоящем из газа, жизнь в привычном для нас понимании невозможна, ученые не исключают теоретическое существование жизни на некоторых спутниках планеты.

Изучение Сатурна

Первым космическим кораблем, который достиг Сатурна в 1979 году, стал Пионер 11 (Pioneer 11) - космический аппарат НАСА, предназначенный для изучения Юпитера и Сатурна.

sat_03.jpg

Пионер-11 на фоне Сатурна (в представлении художника)

Аппарат приблизился к слою максимальной облачности планеты на расстояние 21 400 км. Были получены изображения Сатурна и некоторых его спутников. Пионер 11 пролетел под плоскостью колец, изучая их особенности.

В 1980-1981 годах за «Пионером-11» последовали АМС «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Во время их сближения с Сатурном были сделаны фотографии в высоком разрешении. На Землю было отправлено более 16 000 фотографий. «Вояджер-1» получил изображения спутников: Титана, Мимаса, Энцелада, Тефии, Дионы, Реи. При этом аппарат пролетел около Титана на расстоянии всего 6500 км, что позволило собрать данные об атмосфере и температуре Титана.

25 августа 1981 года, к Сатурну приблизился «Вояджер-2». За время своего пролёта аппарат произвёл исследование атмосферы планеты с помощью радара. Были получены данные о температуре и плотности атмосферы Сатурна. Также эти аппараты впервые обнаружили магнитное поле Сатурна и исследовали его магнитосферу, наблюдали штормы в атмосфере Сатурна, получили детальные снимки структуры колец и выяснили их состав. Кроме того, около колец было открыто несколько новых спутников планеты.

Начиная с 2004 года, исследование Сатурна проводится с помощью космического аппарата Кассини (Cassini).

saturn-5.jpg

Снимок Земли, сделанный межпланетной станцией Кассини около Сатурна (19 Июля 2013).

***