Встреча кометы C/2013 A1 Сайдинг Спринг с Марсом

Дата: 21.10.2014

В воскресение 19 октября около 22 часов 30 минут по московскому времени комета C/2013 A1 названная астрономами Сайдинг Спринг (Siding Spring), пролетела со скоростью 56 километров в секунду на близком от Марса расстоянии около 135 тысяч километров, а это меньше половины дистанции между Землей и Луной.

mars_01.jpg

Космические аппараты наблюдают комету C/2013 A1 Сайдинг-Спринг

Столь редкое сближение кометы с Марсом наблюдали не только земные наблюдатели. За пролетом кометы C/2013 A1 Сайдинг Спринг следили сразу несколько космических аппаратов, находящихся на Марсе и марсианской орбите.

mars_02.jpg

На рисунке: полный список космических аппаратов, которые наблюдали сближение кометы и Марса.

Три орбитальных аппарата NASA — Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) и, новоприбывший, космический аппарат MAVEN — наблюдали пролёт кометы Сайдинг-Спрингс из космоса, спрятавшись за планету Марс.

«Когда Марс захватит пылевой хвост, это будет примерно через 100 минут после максимального сближения, все наши аппараты будут на противоположной стороне планеты. Так планета обеспечит дополнительную защиту, в связи с чем, мы считаем, что наблюдения пройдут в безопасности» - сказал Джим Грин (Jim Green), руководитель подразделения NASA по изучению планет.

mars_03.jpg

Расположение зондов NASA в момент сближения кометы с Марсом.

В октябре 2014 года к этому флоту исследователей присоединились еще два космических аппарата прибывшие изучать комету и её воздействие на атмосферу Марса. Это космический аппарат Индийского космического агентства – MOM (Mars Orbiter Mission), также называемый Mangalyaan и зонд NASA MAVEN (NASA), который сегодня изучает текущее состояние и эволюцию атмосферы Марса, а также потерю планетой Марс своей атмосферы.

Исследователи говорят, что цель наблюдения узнать размеры, скорость вращения и состав кометы Сайдинг Спринг. Взаимодействие между частицами кометы и атмосферой Марса, также поможет учёным, лучше изучить саму атмосферу Красной Планеты. MAVEN особенно хорошо подходит для выполнения последней задачи, т.к. его миссия это изучение верхних слоёв атмосферы Марса (MAVEN это сокращённое от Mars Atmosphere and Volatile Evolution).

mars_04.jpg

Зонд NASA MAVEN (NASA).

Интересно, что с поверхности Красной планеты за кометой наблюдали марсоходы Curiosity и Opportunity, способные поднимать камеры к небу.

mars_05.jpg

Марсоход Opportunity наблюдает за кометой C/2013 A1 Сайдинг Спринг.

В это воскресенье, 19 октября 2014 года, марсоход Opportunity получил первые изображения кометы C/2013 A1 Сайдинг Спринг (см фото ниже), пролетавшей мимо Марса. Они были сделаны камерой Pancam за 2.5 часа до максимального сближения ядра кометы с Марсом. Небо было относительно темным, еще не рассвело. В момент наибольшего сближения небо было уже слишком ярким для наблюдений кометы.

Были получены 2 фотографии: с 10-секундной и 50-секундной экспозицией. Комета, яркие звезды и космические частицы, попавшие в матрицу камеры, помечены. Изображения были обработаны, чтобы убрать артефакты и небольшое сумеречное свечение. Использование выдержки привело к появлению звездных треков. У кометы направление этого трека иное, чем у остальных звезд из-за собственного движения кометы по небу.

mars_06.jpg

10-секундная выдержка

mars_07.jpg

50-секундная выдержка

mars_08.gif

Марсоход Opportunity наблюдает прохождения кометы. Фото NASA

Сейчас марсоходы Curiosity и Opportunity находятся в безопасности после пролета кометы, сообщили исследователи. Несмотря на то, что плотность атмосферы Марса составляет всего 1% от плотности атмосферы Земли, этого достаточно для защиты роверов от прилетающих частиц кометы.

mars_09.jpg

Исследования кометы различными аппаратами. Фото http://spacegid.com/kometa-siding-spring-i-mars.html

mars_10.jpg

Схематическое изображение орбиты кометы Сайдинг-Спринг и положения планет Солнечной системы.

Комета C/2013 A1 Сайдинг-Спринг

Комета C/2013 A1 была открыта 3 января 2013 года Робертом Макнотом с помощью 0,5-метрового зеркально-линзового телескопа Шмидта в австралийской обсерватории Сайдинг Спринг. На время открытия комета была на расстоянии 7,2 а. е. от Солнца. Предположительно считается, что комета сформировалась 4,6 миллиарда лет назад и прибыла из сферического облака Оорта, находящегося на периферии Солнечной системы, источника долгопериодических комет. Предполагаемое расстояние до внешних границ облака Оорта от Солнца составляет от 50 000 до 100 000 а. е.[*] — примерно световой год. [*] (Одна астрономическая единица [а. е.] — это средняя дистанция между Землёй и Солнцем — примерно 150 миллионов километров.)

Наблюдения ряда миссий, в том числе Хаббла, Swift, Spitzer и космического корабля НАСА Neowise, предоставили некоторые данные о комете Сайдинг Спринг. Например, исследователи считают, что ядро кометы составляет от 0,8 до 8 км в диаметре. Кроме того, в данный момент пылевое облако (или кома), окружающих ядро кометы Сайдинг Спринг частиц составляет около 160 000 км в ширину, и ее хвост протянулся на 480 000 км.

11 марта 2014 года космический телескоп Хаббл обнаружил у кометы C/2013 A1, названной в честь обсерватории Сайдинг Спринг, две струи пыли, исходящие из ядра в противоположных направлениях. Диаметр комы был оценён астрономами примерно в 19 -20 тысяч км.

mars_11.jpg

На фото: комета Сайдинг Спринг, снятая телескопом Хаббл.

Фотография этой кометы, сделанная в прошлом году, была обработана, что позволило разглядеть две отдельных струи, выходящих с противоположных концов ядра. Измерения этих струй поможет астрономам определить вращение ядра кометы Сайдинг Спринг, что является важным фактором для комет, так как это влияет на их внешний вид и орбиту.

mars_12.jpg

Фото Демиана Пича.

Исследователи говорят, что из-за того, что комета до этого ни разу не нагревалась, она сохранилась неизменной с момента формирования 4,6 миллиарда лет назад. Таким образом, изучение её состава и поведения даст данные об условиях, которые существовали на момент формирования Солнечной системы.

«Это одна из причин по которым мы изучаем кометы — они осколки времени формирования нашей солнечной системы» сказал Падма Янамандра-Фишер (‪Padma Yanamandra-Fisher), старший научный сотрудник Калифорнийского филиала Космического Научного Института Rancho Cucamonga.‬‬

mars_13.jpg

Комета Сайдинг Спринг и скопление Бабочка М6 в Скорпионе.

mars_14.jpg

На фото видна комета Сайдинг Спринг и красная планета Марс.

С Земли комета C/2013 A1 Сайдинг Спринг (Siding Spring) видна на минимальном расстоянии (в 7-ми угловых минутах) от планеты Марс. Для жителей Северного полушария, Марс и комета в момент сближения находились невысоко на юго-западе, появившись сразу после захода Солнца.

mars_15.jpg