Сентябрь открывает осенний астрономический сезон

Дата: 04.09.2014

Небо сентября подарит немало звездных ночей. Невооруженным глазом будут видны яркие звезды Вега, Денеб, Альтаир, планеты Марс, Сатурн и Уран. С помощью телескопа можно обнаружить рассеянные звездные скопления и закрученные спирали галактик. На 23 сентября приходится день осеннего равноденствия.

Сентябрь в традициях древних славян

Древние славяне называли сентябрь «вересень». По одной версии, такое название связывается со временем цветения вереска, по другой – со старославянским словом «врещи», что означало «молотить». К концу августа спелые колосья пшеницы были уже сжаты, и начинался сезон молотьбы. В этот период крестьяне обычно проводили различные ритуалы для повышения урожая. Люди в ту пору жили в единстве с Природой, и их обряды зачастую были связаны с астрономическими событиями, в особенности с круговоротом Солнца и прохождением светила по основным календарным точкам.

Одной из таких точек в движении Солнца являлся день осеннего равноденствия в сентябре, когда продолжительность дня сравнивается с длительностью ночи. Осеннее равноденствие у древних славян отмечалось празднованием в честь Бога начала осени – Овсеня, который, как считалось, восседая на огненно-рыжем коне, приносил известие о смене времен года. В этот день крестьяне прощались с ушедшим летом и почитали вступившую в свои права осень. На полу избы разбрасывали свежую солому, а в сенях ставили сани – именно они служили в то время средством для обмолота. Угощались хлебом, пирогами, творогом, приготовленным на меду, блюдами из овощей и фруктов. В некоторых поселениях праздник называли иначе – Богачом. Богат он был съестным изобилием, и даже бедняки держали на столах хлеб. Богача крестьяне олицетворяли с Даждьбогом – Богом Солнца и Жатвы. Даждьбог покровительствовал пахарям и сеятелям, давал достаток и процветание. В старинных летописях Даждьбога именуют хранителем ключей от Земли. Считалось, что на зиму он закрывает Землю и отдает ключи птицам, улетающим на юг, в летнее царство. А весной, когда птицы возвращаются и приносят ключи, Даждьбог снова открывает Землю.

1.jpg

М. Пресняков, Даждьбог, 1998 г.

Начало астрономической осени в 2014 году приходится на 6 часов 29 минут 23 сентября. Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Длительность светового дня в сентябре постепенно сокращается, меняется и погода. И если в начале месяца еще тепло, то во второй половине, как правило, наступает резкое похолодание. Солнце греет все меньше, да и светит реже – во многом из-за облачности. В нечастые ясные дни, когда влажность низкая, прохладный воздух кажется прозрачным, будто хрустальным. Осень прикасается к изумрудной россыпи летней листвы, и та, словно по волшебству, меняет свои краски на солнечные цвета: рассветный алый, полуденный янтарный, предзакатный пунцовый. Недаром эта чудная пора являлась источником вдохновения для поэтов.

В лесу теперь светлей и тише,
Видна сквозь ветви вышина.
Его вершина, словно крыша,
Огнем осенним сожжена.
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре,
Слетают листья, словно искры,
И догорают на земле.

(В. Орлов)

2.jpg

Осенний лес

Звёздное небо сентября

Сентябрь считается благоприятным месяцем для проведения астрономических наблюдений. Темнеет рано, и уже в вечернем небе заметны первые звезды. Для их изучения не нужен телескоп – они видны невооруженным взором. Самые яркие из них расположены в летних созвездиях Лиры, Лебедя и Орла в западной и юго-западной областях неба. Они образуют так называемый «летний треугольник». Это Вега из созвездия Лиры (правая верхняя звезда), Денеб из созвездия Лебедя (левая верхняя) и Альтаир из созвездия Орла (нижняя).

3.jpg

«Летний треугольник»

4.jpg

После захода Солнца на северо-западе появляется ковш Большой Медведицы, его ручка направлена в сторону звезды Арктур (α Волопаса), которая по-прежнему является хорошим ориентиром для поиска Марса и Сатурна низко на юго-западе.

5.jpg

Созвездия Волопас и Большая Медведица, а также планеты Марс и Сатурн на вечернем небе Москвы 15 сентября 2014 г.

Около зенита находятся созвездия Цефея и Кассиопеи, а в юго-восточной стороне, высоко над горизонтом, - созвездие Пегаса, три яркие звезды которого вместе со звездой Альферац из созвездия Андромеды образуют большой четырехугольник, часто именуемый Квадратом Пегаса.

6.jpg

Квадрат Пегаса: Альферац–Шеат–Альгениб–Маркаб

Остальные звезды Андромеды располагаются слева (к востоку) от Пегаса. Слева от Андромеды привлекают внимание наблюдателя звёзды Персея, выше которого расположилось хорошо заметное созвездие Кассиопеи.

Ниже Персея можно полюбоваться созвездием Тельца с яркой оранжевой звездой Альдебараном. Над Тельцом, левее Персея, находится созвездие Возничего с яркой желтой звездой Капеллой.

7.jpg

Альдебаран в созвездии Тельца

Можно увидеть и другие объекты неба, заметные в этот период. Это рассеянные звездные скопления М35 (Близнецы), Плеяды (Телец), h и χ Персея, М39 (Лебедь); шаровые звездные скопления М15 (Пегас), М13 (Геркулес), туманность М57 (Лира), галактики М31 (Андромеда), М33 (Треугольник), М81 и М82 (Большая Медведица)

8.jpg

Рассеянное звездное скопление Плеяды (вид в телескоп)

9.jpg

Галактики М81 и М82. Фото М. Гизатулина (вид в телескоп)

Свое движение по осеннему небу Луна начнет в созвездии Весов близ Марса и Сатурна. В фазу первой четверти, то есть когда освещена ровно половина лунного диска, она вступит 2 сентября. Это самое хорошее время для наблюдения Луны с помощью бинокля или телескопа. Косые лучи Солнца в этот период рельефно освещают многочисленные лунные кратеры вблизи терминатора – границы дневной и ночной стороны Луны. Полнолуние произойдет 9 сентября, новолуние – 24 сентября. Периоды видимости Луны в сентябре: 1-6 – вечером; 7-15 – ночью; 16-18 – после полуночи; 19-23 – утром; 26-30 – вечером.

10.jpg

Фазы Луны в сентябре 2014 года: первая четверть – 2 сентября (в 15:11), полнолуние – 9 сентября (в 05:38), последняя четверть – 16 сентября (в 06:05), новолуние - 24 сентября (в 10:14). Указано московское время.

Из больших планет Солнечной системы в сентябре будут наблюдаться все, кроме Меркурия (данные для средних широт).

Вечерами можно будет видеть Марс и Сатурн, ночью – Нептун и Уран, утром – Венеру и Юпитер. Продолжительность видимости Сатурна вечерами составит около 1 часа. 28 сентября Сатурн покроется Луной с видимостью на Дальнем Востоке. В небольшой телескоп можно разглядеть детали его поверхности и кольцо.

11.jpg

Видимость Сатурна в небольшой телескоп

Марс будет виден вечерами, около 1 часа. А вот Нептун можно наблюдать всю ночь. Отыскать его на небе можно и в бинокль с использованием звездных карт. Уран также легко обнаружить с помощью бинокля. Вдали от города, где нет засветки, планету можно увидеть невооруженным глазом – Уран предстанет небольшой звездочкой с тусклым сиянием. Только вот в отличие от истинных звезд планеты не мерцают, а сияют ровным светом.

12.jpg

Планета Уран. Вид в любительский телескоп. Фото: Efrain Morales Rivera

На фоне утренней зари восходит царственная Венера, ее сопровождает газовый гигант Юпитер – его диск хорошо различим в небольшой телескоп или бинокль.

Карта звездного неба поможет начинающим астрономам обнаружить на небе созвездия и планеты. Проводить наблюдения без специальных астрономических инструментов лучше всего за городом. Вдали от ярких огней ночное небо открывает множество скрытых от глаз городского жителя тайн. Для этого надо сесть в машину или на электричку и уехать километров за пятьдесят. Но можно и не отправляться в такое далекое путешествие, а приехать в Московский планетарий, где в течение сентября проводится бесплатная акция «100 часов астрономии».

13.jpg