Тайна восьмой планеты

Дата: 22.07.2014

Лето. Ночи теплые и ясные, и потому прогулки при Луне особенно приятны. Чего только не увидишь на ночном июльском небе! Словно бисер на шелке, мерцают, переливаются сотни звезд. Видны и планеты: совершают путешествие по небосводу Марс и Сатурн, следом за ними, к утру, появляется Венера. Но есть и такие, что скрыты от невооруженного взора. К ним относится Нептун, восьмая по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Обнаружить ее на небе удалось не с помощью астрономических наблюдений, а благодаря точным математическим расчетам. Ученые предположили, что причина периодических изменений в орбите Урана кроется в гравитационном влиянии соседнего небесного тела. Так, в 1846 году в пределах предсказанного расчетами положения был найден Нептун.

Что представляет собой далекая планета? Если вообразить, что человек когда-нибудь долетит до Нептуна, то встать на его поверхность не представится возможным – планета состоит изо льда и газа, не имеет ни одного твердого островка, способного послужить опорой. Да и климат на Нептуне более чем суровый: средняя температура составляет около -200оС, дуют сильные ветры, достигающие порой невероятных скоростей - до 600 м/с. Не слишком благоприятные условия для землян условия, не так ли?

нептун.jpg

Но удаленность Нептуна и его особенности не мешают исследовать его с Земли. Так, учеными были найдены многочисленные спутники, самый большой из которых, Тритон, усеян ледяными вулканами. А 22 июля 1984 года впервые удалось получить свидетельства существования колец вокруг далекой планеты. Оказалось, что подобно Сатурну Нептун окружен кольцами, предположительно состоящими из маленьких частиц метанового льда. Открытие произошло в Чили, где на удаленных друг от друга обсерваториях астрономы одновременно наблюдали уменьшение яркости звезды, находящейся на существенном расстоянии от планеты. Отсутствие такого же эффекта по другую сторону Нептуна позволило выдвинуть гипотезу о существовании незамкнутого кольца вокруг самого маленького из газовых гигантов. Данные, полученные с помощью автоматической межпланетной станции «Вояджер-2», которая в 1989 году совершила пролет вблизи Нептуна, подтвердили это предположение. На снимках, сделанных зондом NASA видно, что колец четыре, они сплошные, но наиболее яркое имеет утолщения в виде дуг и арок.

nep_2.jpgкольца.jpg

В обсерваториях мира было сделано немало других интересных открытий, ставших важнейшими для развития науки. Астрономы научились определять скорость вращения больших планет, установили химический состав некоторых небесных объектов, исследовали процессы, происходящие на поверхности Солнца. В Московском планетарии находятся две обсерватории – Большая и Малая. Они установлены на астрономической площадке «Парк неба», и их серебристые башни-купола всегда привлекают внимание гостей. Посетить Большую обсерваторию и провести свои собственные наблюдения можно в любой ясный день с мая по сентябрь.

Использовались материалы с сайта:

www.astronet.ru