Уважаемые посетители! 20.10.2018 Г. НА СЕАНС 20:40 В БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЗАЛ – ВСЕ БИЛЕТЫ ВЫКУПЛЕНЫ.

Просьба учитывать данную информацию при планировании посещения

Геология космоса: Эвапориты Цереры

Дата: 19.09.2018

Церера – карликовая планета в поясе астероидов с диаметром около 950 км. До 2015 года единственным способом её изучения были телескопические наблюдения. В 2015 году Космический аппарат НАСА «Dawn» вышел на орбиту планетоида, откуда в течение 16 месяцев проводил комплексные исследования, сделав несколько важных уточнений и открытий. Самым необычным из них оказалось открытие огромных белых пятен (диаметром в несколько километров) внутри кратера Оккатор.

Церера. Группа белых пятен внутри кратера Оккатор, диаметр кратера 92 км. Снимок КА «Dawn», август 2015г.

С помощью инфракрасного спектрометра, установленного на космическом аппарате, учёным удалось узнать, что эти пятна состоят из обычной соды (карбоната и гидрокарбоната натрия) - химического соединения, широко распространённого на Земле.

Сода — общее название натриевых солей угольной кислоты с формулой Na2CO3 (карбонат натрия). В природе это соединение встречается в виде нескольких основных минералов, к основной формуле которых добавляется одна или несколько молекул воды, это: нахколит, трона, натрит, термонатрит. Все эти минералы относятся к группе т.н. эвапоритов (от латинского evaporo - испаряю), которые кристаллизуются из пересыщенных растворов. В больших количествах они встречается в осадках морских заливов и континентальных озер, а также в зонах жильных проявлений, сформированных термальными растворами среди магматических пород. В качестве вторичного минерала нахколит был обнаружен в смеси с галитом в лавовых потоках Везувия и в грязевых источниках озера Литтл Могади в Кении и других местах.

Нахколит NaHCO3

Трона Na2CO3·NaHCO3·2H2O

Подобный тип вещества впервые зафиксирован за пределами Земли и в таких количествах! По сути дела, это готовые к отработке (так как находятся на поверхности) месторождения этого сырья. На Земле промышленные месторождения содового, гипсового и т.п. сырья образуются только в результате эвапоритового (испарительного) процесса. Они представлены сухими современными соляными озёрами с залежами троны, галита и других минералов, рапными озёрами с большими запасами рассолов и ископаемыми (древними) отложениями соляных озёр различного химического состава.

Солончак Уюни (Боливия), высота 3650 м. Высохшее солёное озеро, крупное месторождение по добыче галита и гипса.

Факт обнаружения на Церере залежей соды ещё требует осмысления. В любом случае, для формирования этих отложений необходимо огромное количество жидкой и, преимущественно, термальной воды, в значительной степени обогащённой элементами карбонатов. Откуда и как всё это там появилось – тема дальнейших исследований!