Геология космоса: Каньоны Марса

Дата: 11.07.2018

Каньон (от исп. cañón «труба, ущелье») — разновидность ущелья, часто с отвесными склонами и узким дном. На Земле дно каньонов обычно полностью занимают русла рек. Самый глубокий и протяжённый каньон на Земле находится на плато Колорадо ( Большой каньон) в США. Его длина составляет 446 км, ширина от 6 до 29 км и глубина до 1800 метров.

Большой каньон. Плато Колорадо, США.

Но самый большой каньон в Солнечной системе находится на Марсе и называется – Долины Маринер. Представляет собой систему каньонов, открытую в 1971 году космическим аппаратом «Маринер-9» (НАСА). Отсюда и название этой гигантской геологической структуры. Общая протяжённость этой системы – 4500 км, ширина – 200 км и глубина – до 11 км.

Марс. Долины Маринер. Снимок КА «Викинг-1», 1978 г.

Долины Маринер состоят из нескольких регионов, которым даны названия: лабиринт Ночи, каньон Титона, каньон Мелас, каньон Офир, равнина Хриса и другие.

Каньоны Офир (верх) и Кандор (низ). Снимок КА «Викинг-1», 1978 г. Длина области 800 км.

Если на Земле происхождение каньонов связано с деятельностью речных вод, то для Марса этот вопрос остаётся открытым.

Вначале, после открытия долин, популярной была гипотеза о том, что это часть системы марсианских каналов. Однако при детальном изучении с помощью мощных телескопов от этой идеи отказались. После открытия следов былой гидросферы на Марсе образование каньонов стали связывать с деятельностью водной эрозии и с таянием вечной мерзлоты. И эта гипотеза была признана неудовлетворительной. Часть исследователей связывают образование долин с движением подповерхностной магмы. Другая часть учёных полагает, что подобного рода структуры могли образоваться на ранних этапах геологической истории Марса, когда красная планета остывала, а её кора в результате растрескивалась. И, наконец, долины Маринер могли образоваться в результате тектонических процессов — растяжения и растрескивания поверхности, связанных с извержениями гигантских вулканов или падением огромного астероида.

Так ли это? - вопрос будущих исследований.