Уважаемые посетители! С 20 августа по 7 сентября Большой Звездный зал будет закрыт.
Просьба учитывать данную информацию при планировании посещения.

В период с 06 по 20 августа Будет закрыт 4D-кинотеатр.

Геология космоса: Комета Вильда

Дата: 06.06.2018

Комета Вильда — короткопериодическая комета, открытая швейцарским астрономом Паулем Вильдом в 1978 году. Она стала первой кометой, с которой на Землю были доставлены частицы вещества, собранные космическим аппаратом.

Ядро-кометы-Вильда-tag.jpg

Ядро кометы Вильда. Фото КА «Стардаст», 2004 г.

Вопрос о происхождении комет до сих пор остаётся открытым. Согласно одной из гипотез, они образовались 4,5 миллиарда лет назад из первичной туманности гипотетического вещества, из которого сформировались все планеты, их спутники и другие тела Солнечной системы. Таким образом, следуя этой точке зрения, кометное вещество – реликт самого раннего этапа развития Солнечной системы. Чтобы проверить это предположение, в 1999 году НАСА была запущена АМС «Стардаст» (Stardust с англ. «звёздная пыль») для комплексного исследования кометы Вильда. В 2004 году «Стардаст» приблизился к комете на расстояние 240 км.

После чего была проведена её детальная фотосъёмка и собраны образцы вещества из комы и хвоста. Выяснилось, что размеры ядра кометы составляют 5,5×4×3,3 км, при средней плотности - 0,6г/см3, так как основная масса ядра кометы представляет собой конгломерат ледяных глыб воды, азота, углекислого газа и монооксида углерода с множеством пустот, сцементированных силикатным каменным веществом. Состав скальных пород кометы представлял основной научный интерес исследователей! Главное, что удивило учёных после обработки полученных данных – преобладание оливина (Mg, Fe)2 [SiO4] в составе пород кометы – минерала астероидов и базальтов на Земле. Прозрачная зеленоватая разновидность оливина называется хризолитом и относится к полудрагоценным камням (самоцветам).

Хризолит-tag.jpg

Хризолит, прозрачная разновидность оливина.

Но оливин (по условиям образования) относится к глубинным высокотемпературным минералам с температурой плавления 1400—1600 °С. Не менее удивительным является наличие в породах кометы кристаллов осборнита (нитрид титана с формулой TiN) - очень редкого минерала, обнаруженного сначала в метеоритах и много позже на Земле. Температура кристаллизации этого минерала составляет 1700° С.

Оливин-в-базальте-tag.jpg

Оливин в базальте.

Таким образом, данные, полученные миссией «Стардаст», позволяют утверждать, что кометы содержат вещество, образовавшееся при самых разных температурах и на всем пространстве Солнечной системы, а исходный материал комет, видимо, образовался как до, так и после формирования Солнечной системы.