УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! 18.12.2017 г. На сеансы 18.10, 19.30 и 20.40 в Большой звездный зал– все билеты выкуплены.
Будут закрыты: МУЗЕЙ УРАНИИ, МЗЗ, 4Д кинотеатр с 17.00

Астрономический прогноз на декабрь 2017

Дата: 24.11.2017

Самое важное астрономическое событие декабря – день зимнего солнцестояния, которое случится 21 декабря 2017 года в 19:28 мск! После самой длинной ночи года наступает настоящая астрономическая зима, а вместе с ней каждый последующий день будет дарить нам немного больше света. К новому году продолжительность светового дня увеличится почти на 8 минут!

Декабрьское небо, при условии ясной погоды, порадует яркими зимними созвездиями и двумя звездопадами: 14 декабря ожидаем максимума действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120), а 22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10).

Избранные события декабря 2017 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1 декабря– 225 лет со дня рождения русского математика Николая Ивановича Лобачевского
1 декабря – 57 лет назад был запущен КА «Спутник-6» (собаки Пчелка и Мушка)
3 декабря – 3 декабря 1904 г. американский астроном Ч. Д. Перрайн (1867-1951) на Ликской обсерватории открыл новый спутник Юпитера, шестой по счету в порядке открытия, впоследствии названный Гамалией в честь нимфы Родоса. Диаметр спутника составляет 170 км
3 декабря – полнолуние (18:49)
4 декабря – Луна в перигее своей орбиты, расстояние от Земли 357495 км (08:43)
4 декабря – 4 декабря 1973 г. американская автоматическая межпланетная станция «Пионер-10» прошла на близком расстоянии от Юпитера, передала на Землю высококачественные цветные изображения планеты и ее спутников, исследовала атмосферу и магнитосферу планеты
6 декабря – Меркурий проходит в 1,4 ° южнее Сатурна
6 декабря – Луна проходит в 1,4 ° южнее Поллукса (13:00)
7 декабря – Луна проходит в градусе южнее звездного скопления Ясли (М44)
7 декабря – 112 лет со дня рождения Джерарда Койпера
9 декабря – покрытие Луной Регула при видимости на всей территории России (02:00)
9 декабря – Венера проходит в 5° севернее Антареса
10 декабря – Луна в фазе последней четверти (10:53)
11 декабря – 45 года назад экипаж «Аполлона-17» стал последним, кто ступил на лунную поверхность из людей. В то время, как Рональд Эванс совершал витки вокруг Луны, первый учёный-космонавт, геолог Харрисон Шмит и Юджин Сернан за время трёх вылазок, длившихся по 7,2, 7,6 и 7,3 часа, собрали рекордные 110 кг лунной породы.
13 декабря – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем ;
13 декабря – Луна проходит в 7° севернее Спики (06:00)
13 декабря – Луна проходит в 4° севернее Марса (22:00)
14 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецы (09:00)
14 декабря – Луна проходит в 4° севернее Юпитера (20:00)
14 декабря – 471 год со дня рождения датского астронома, алхимика эпохи Возрождения Тихо Браге
15 декабря – 51 год назад французский астроном Одуэн Дольфус открыл спутник Сатурна Янус, который раз в четыре года меняется орбитой с другим спутником, Эпиметеем
15 декабря – Меркурий проходит в 2,2° севернее Венеры
17 декабря – Луна близ Меркурия и Венеры
18 декабря – новолуние  (09:31)
18 декабря – Луна близ Сатурна
18 декабря – 161 год со дня рождения английского физика, открывшего электрон, Нобелевского лауреата Джозефа Джона Томсона
19 декабря – Луна в апогее, расстояние от Земли 406604 км (04:28)
21 декабря – зимнее солнцестояние (19:00)
22 декабря – Сатурн в соединении с Солнцем
22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой
Медведицы (18:00)
23 декабря – Меркурий в стоянии с переходом от попятного движения к прямому
24 декабря – начало утренней видимости Меркурия
24 декабря – Луна проходит в 1° южнее Нептуна (17:00)
25 декабря - Венера проходит в 1,1 градуса к югу от Сатурна,
25 декабря – 113 лет со дня рождения советского астронома Георгия Николаевича Дубошина
26 декабря – Луна в фазе первой четверти (12:20)
27 декабря – 446 лет со дня рождения немецкого математика, оптика и астронома Иоганна Кеплера
28 декабря – Луна проходит в 4° южнее Урана (00:00)
31 декабря – покрытие Альдебарана и звезд скопления Гиады Луной при видимости
на Европейской части страны и в северных ее районах (04:00)
31 декабря – 153 года со дня рождения американского астронома Роберта Гранта Эйткена. Эйткен открыл более 3000 двойных звезд

Звездное небо декабря

Месяц самых длинных ночей обычно не балует нас ясной погодой. А ведь именно в декабре можно наблюдать еще один метеорный поток-гигант: знаменитые Геминиды, превосходящие по количеству «падающих звезд» все остальные ежегодные метеорные потоки, включая августовские Персеиды...

Болид из метеорного потока Геминиды

Восходят Лев и Гидра... Яркая группа зимних созвездий Возничего, Тельца, Близнецов, Ориона, Единорога, Малого и Большого Псов, приближаются к кульминации с юго-востока. Именно в этой части неба природа собрала почти половину самых ярких звезд неба! Включая самую яркую, видимую с Земли звезду после Солнца - лучезарный Сириус (α Большого Пса; -1.46 звездной величины). Особую прелесть этим созвездиям придает Млечный Путь, проходящий через них и тянущийся далее, через зенит (Персей и Кассиопея) к северо-западной части горизонта (Цефей и Лебедь)...

В южной части неба, недалеко от зенита, можно полюбоваться созвездием Персея, слева от него – Возничий, под ним – Телец, а еще ниже и левее (восточнее) – созвездие Ориона с яркими звездами –красной Бетельгейзе и голубоватыми Ригелем и Беллятриксом. На юго-западе высоко расположены Пегас и Андромеда, под ними у горизонта – Кит. На юго-востоке высоко видны Близнецы, под ними – Малый Пес, а вблизи горизонта – ярчайшая звезда всего неба Сириус (альфа Большого Пса).

Высоко на северо-западе выдны Кассиопея и Цефей, а на севере над горизонтом – Лебедь и Лира. В южной области неба располагается созвездие Орион, над ним (несколько правее, западнее) – Телец и ещё выше – Возничий, западнее которого видно созвездие Персея. Ближе к западу склонились Кит, Рыбы и Пегас. Еще далее, на северо-западе, видны уходящие Лебедь, Лира и Геркулес...

На юго-востоке, слева от Тельца, расположено созвездие Близнецов (именно из него ожидаем в середине декабря ежегодный звездопад Геминиды). Под Тельцом – созвездие Малого Пса и невысоко над горизонтом – созвездие Большого Пса. На востоке уже взошло созвездие Льва, над которым в северо-восточной области находятся созвездия Большой Медведицы и Гончих Псов.

Звездопады декабря: Геминиды и Урсиды. Геминиды являются самым сильным метеорным потоком года. Метеоры, часто белые и яркие, могут падать очень часто — до 120 метеоров в час в ночь максимума активности, которую ожидаем 14 декабря. Радиантом этого потока являются звезды Кастор и Поллукс в созвездии Близнецов. Геминиды лучше всего видны из Южного полушария Земли.

В самую длинную ночь года, 22 декабря, приходится максимум действия метеорного потока Урсиды, который можно наблюдать только в Северном полушарии. Ожидается до 10 метеоров в час. Радиант находится в созвездии Малой Медведицы.

Солнце

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 19:28 мск достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора) это момент зимнего солнцестояния, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна, а ночи – максимальна. В начале декабря она составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода увеличивается до 7 часов 02 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для городов на широте Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!) проводить с применением солнечного фильтра.

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь на декабрь 2017 года
Фото: http://tesis.lebedev.ru

Луна

Видимость Луны в декабре 2017:

1 –  7 – ночью
    8 – 10 – после полуночи
  11 – 16 – утром
  19 – 27 – вечером
  28 – 31 – ночью

Видимость планет в декабре 2017:

Вечером:
– Нептун в созвездии Водолей;

Ночью:
Уран  в созвездии Рыбы;

Утром:
– Марс до 21 декабря в созвездии Дева; затем в созвездии Весы;
– Юпитер в созвездии Весы;
– Меркурий (начало утренней видимости с 24 декабря)

Наблюдения Луны и планет в декабре 2017 года

3 декабря – полнолуние (18:49)
4 декабря – Луна в перигее своей орбиты, расстояние от Земли 357495 км (08:43)
6 декабря – Меркурий проходит в 1,4 ° южнее Сатурна
6 декабря – Луна проходит в 1,4 ° южнее Поллукса (13:00)
7 декабря – Луна проходит в градусе южнее звездного скопления Ясли (М44)
9 декабря – Венера проходит в 5° севернее Антареса
10 декабря – Луна в фазе последней четверти (10:53)

13 декабря – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем
13 декабря – Луна проходит в 7° севернее Спики (06:00)
13 декабря – Луна проходит в 4° севернее Марса (22:00)
14 декабря – Луна проходит в 4° севернее Юпитера (20:00)
15 декабря – Меркурий проходит в 2,2° севернее Венеры
17 декабря – Луна близ Меркурия и Венеры
18 декабря – новолуние  (09:31)
18 декабря – Луна близ Сатурна
19 декабря – Луна в апогее, расстояние от Земли 406604 км (04:28)
21 декабря – зимнее солнцестояние (19:00)
22 декабря – Сатурн в соединении с Солнцем
Медведицы (18:00)
23 декабря – Меркурий в стоянии с переходом от попятного движения к прямому
24 декабря – начало утренней видимости Меркурия
24 декабря – Луна проходит в 1° южнее Нептуна (17:00)
25 декабря - Венера проходит в 1,1 градуса к югу от Сатурна,
26 декабря – Луна в фазе первой четверти (12:20)
28 декабря – Луна проходит в 4° южнее Урана (00:00)

Что можно увидеть в декабре в телескоп?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды:  ι  Рака, θ  Ориона, θ  Тельца, η  Персея, γ  Андромеды, η  Кассиопеи;
переменные звезды: ζ  Близнецов, δ  Цефея, β  Персея, λ  Тельца;
рассеянные звездные скопления: Ясли (Рак), M35 (Близнецы), Плеяды (Телец), h и χ  Персея;
туманности: М1 в созвездии Телец, М42 в созвездии Орион;
галактики: М31 в созвездии Андромеда, М33 в созвездии Треугольник, М81 и М82 в созвездии Большая Медведица.

Заход Земли с «Лунного орбитального разведчика»

Авторы и права: НАСА/Центр космических полетов им. Годдарда/Университет Аризоны/Лунный орбитальный разведчик. http://www.astronet.ru

На Луне Земля никогда не восходит и не заходит. Если бы вы находились на поверхности Луны, то Земля была бы видна на небе все время в одном месте. Причина этого – то, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Однако на этой фотографии запечатлен заход Земли за край Луны. Это стало возможным благодаря тому, что изображение было получено с космического аппарата, обращающегося вокруг Луны – «Лунного орбитального разведчика» (Lunar Reconnaissance Orbiter, LRO). LRO обращается вокруг Луны так быстро, что с него видно, как Земля заходит через каждые два часа. На этом снимке такой заход Земли был запечатлен примерно три месяца назад, в сентябре 2015 г. Если смотреть с поверхности Земли, то Луна заходит примерно раз в день, причиной этого является вращение Земли. LRO был запущен в 2009 году. Он создал подробную трехмерную карту поверхности Луны, а также занимался поиском воды и подходящих мест для будущих посадок астронавтов.

При подготовке страницы использован материал из Школьного астрономического календаря на 2017–2018 учебный год, Большая энциклопедия астрономии В.Г. Сурдина и материалы сайта: